Ленинград. Для миллионов. Мистерия звука.
У самой известной питерской группы все в порядке с самооценкой. Название альбома - не хвастовство, а сухая констатация. Лидер "Ленинграда" Сергей Шнуров в публичных интервью не раз и не два признавался, что его музыкальный проект - это чистой воды плутовство, которое не стоит воспринимать всерьез. Последняя пластинка самой популярной рок-группы страны - лишнее тому подтверждение. Не стоит ждать от них революций в звуке или былой брутальной рельефности и характерности лирических героев - дикие мужчины с первых альбомов спились, утратив черты индивидуальности и став этаким человеческим гумусом.
В своем роде пластинка весьма замечательна - тем, что смешна. За неполный час звучания получите: дружеская оплеуха дюжине отечественных "популярных" рок-групп; заметки городского жителя о том, что творится под его окном; веселушный привет главной группе "вчерашних дней" - бешено-электронным Рrodigy; кавер-версию песни антибуржуазно-советской песни "Твой папа был прав" прекраснодушно-советского ВИА "Секрет" в стиле рэп (с криками "дура!"); забавный антикорпоративный памфлет; дурацкий футбольный гимн; пару-тройку незапоминающихся маргинальных выкриков "про баб" с участием голосящих девиц. Чуть в сторонке стоят два хита прошлых лет ("К тебе бегу" и "Май", песня-парафраз "Месяца мая" Гарика Сукачева) - и им, крепко сделанным и ладно сбитым, должно быть, очень страшно в окружении своих третьесортных собратьев; зачем их сюда вживили - непонятно. Пластинка понравится тем, кто согласен с заявлениями Шнурова и считает, что "Ленинград" должен служить великому богу шутовства и развлекухи. Но если вспомнить, с чего начинали эти нынешние герои стадионов (дебютный альбом "Пуля" и прорывный, ядерный "Мат без электричества"), то улыбнуться уже не придется. А если помыслить шире и припомнить, что "Ленинград" начинался как постмодернистская ретро-блатная стилизация, то и вовсе сделается нехорошо: вошедший в штопор самолет непременно разбивается, и с земли ему уже не поможешь. А именно эту смертельную фигуру выполняет борт "Ленинграда", начиная с альбома "Дачники". Именно тогда был дан старт конвейеру, на котором Шнуров стал собирать свои репертуарные изделия - необязательные, без былого аромата божественной смеси художнического таланта и музыкантского труда. 2003 год группа встречает в статусе Регины Дубовицкой от рок-музыки - ее, кстати, ведь тоже любят миллионы.
Максим Леонидов и Hippoband. Hippopotazm. Синтез Рекордз/Союз
Свежий сольный диск одного из первых секс-символов СССР, бывшего лидера ВИА "Секрет" (который, правда, собирается в декабре отпраздновать свое "двадцатилетие" большим концертом) и бывшего артиста израильского театра "Габима". К моменту возвращения главы полуофициального бит-квартета (ставшего едва ли не центральной фигурой советской легкой музыки 80-х) с исторической родины на географическую для активной концертной деятельности в российской поп-рок-музыке поменялось все - воротилы, приоритеты, моды. Леонидов оказался перед мучительным выбором нового образа и звука, адекватного изменившейся среде.
Леонидов - певец легкомысленный. Если принять это как данность, то новое изделие экс-лидера "Секрета" - лучшее, что он сделал с момента начала сольной карьеры. Если убить в себе сноба, которого передергивает от леонидовского фамильярно-пионерского задора, чересчур прямолинейной сентиментальности и щедро рассыпанных по альбому текстуальных благоглупостей, то почти каждая песня с пластинки получит шанс прийтись по нраву. Другой вопрос - на что слушатель готов для того, чтобы ему понравилась эта запись.
Будь это не диск, а коробка конфет, к торговому названию на ней стоило бы дописать слово "Ассорти". Набор и правда изобилен - шагающие "рокешники" с философско-автобиографическими текстами, баллады громкие с гитарными "запилами", баллады тихие "со слезой", реггей, помесь свинга с фокстротом и даже аккордеоновый ретро-вальс a la Ирина Богушевская.
Общение с БГ на разных музыкантов влияет по разному: из "младших" в доме Гребенщиковых, кроме Леонидова, бывают еще и музыканты группы "Сплин". Но если на предыдущем альбоме Леонидова "Четверг" две главных удачи - устало-балладная шутка "Джонни Уокер" и трогательный "Радиолюбитель" - сильно отдавали "аквариумовщиной", то на новой пластинке встречаются заимствования и у друга Макаревича, и у "Несчастного случая", а порой даже и у самого "Секрета" 12-летней давности. В отчаянных поисках своей музыкальной идентичности Леонидов превратился в смешанный до однородной массы коктейль заимствований из отечественных и зарубежных образчиков самых разных стилей, перечислять которые нам не хватит места на газетной странице. И все суждения об успехах или неуспехах Леонидова в конечном счете сводятся к тому, насколько удачно или нет Максим смешал этот коктейль в случае с тем или иным своим произведением. Он, скажем безо всякой иронии, мог бы очень триумфально вернуться на сцену в качестве крепкого поп-артиста, если бы понял, что ему не стоит становиться гуру - вторым Гребенщиковым или Макаревичем. И не ставил бы себе планку, которую не может взять.
Маркшайдер Кунст. На связи. SBA/Gala Records.
Питерский коллектив, ставший в нашей стране пионером "реггей-латино", чрезвычайно популярного ныне жанра. Правда, раз взявшись за этот гуж, питерцы теперь вынуждены тянуть лямку главных ответственных по афро-ямайской экзотике в России вообще. Сейчас это сложнее, чем прежде - регги и latino из маргинального, субкультурного удовольствия для избранных стали фетишами массовой культуры, предметом увлечения миллионов - в моде ли (косички-дрэды, шапочки цветов флага Ямайки), в музыке ли (последние творения Кирилла "Децла" Толмацкого, "Пятница", "Паперный ТАМ", нынешний "Аквариум"). Однако при этом главное отличие "Кунста" от своих собратьев по стилю - как бывших ("Комитет Охраны Тепла"), так и нынешних ("Джа дивижн") - состоит в том, что они начисто лишены какой-либо депрессивности, которая считается родовой чертой русской музыки вообще. И теми, кто они есть сейчас - самым востребованным клубным коллективом двух российских столиц и музыкальных заведений Европы - их сделал веселый настрой в сочетании с неглупыми текстами.
Беспечальные питерцы взяли неслабый темп - с момента выхода прошлого альбома прошло меньше года. За отчетный период "Кунст" успел набраться не ума, но опыта - их новая музыка уже может служить фоном, но до полной поп-покатости еще не обточилась. Не в пример плотности предыдущего студийного опыта на нынешнем диске очевидные удачи и веселые удивления кое-где соседствуют с натянутыми, будто на спор написанными мелодиями - но таких, к счастью, ощутимое меньшинство. "Маркшайдеры" продолжают дрейфовать мимо Африки и Карибов в сторону Латинской Америки, которая, вопреки географии, ближе усредненному среднеевропейцу в культурном смысле. Но им пока что удается оставаться собой и не превращаться в коммерческое "чего изволите".