Франко Дзеффирелли, чьи фильмы "Ромео и Джульетта", "Чай с Муссолини" и "Каллас навсегда" хорошо известны в России, поставил для главных мировых сцен и для экрана множество опер, работал с Марией Каллас и считается одним из величайших оперных маэстро мира. "Травиатой" в Буссето дирижировал Пласидо Доминго, а партию Виолетты пела Стефания Бонфаделли, обладательница фантастического по красоте и силе голоса, которую уже прозвали новой Марией Каллас. Постоянные читатели "РГ" могут вспомнить наш рассказ о ее триумфе в "Сомнамбуле" Беллини на сцене Венской оперы в мае 2003 года. Теперь они получат шанс воочию убедиться в уникальности певицы, уже в 19 лет удостоенной премии имени Баттистини. Жермоном будет легендарный бас-баритон Ренато Брузон, в партии Альфреда выступит молодой итальянский тенор, выпускник консерватории в Триесте Массимо Джордано, который только что с успехом дебютировал в Венской опере в партии Неморино ("Любовный напиток").
Специально для московских спектаклей переделываются декорации - подгоняются под габариты сцены Большого театра. Представить спектакль москвичам прилетит сам Франко Дзеффирелли. В начале 80-х вся страна утирала слезы на его фильме "Травиата", где Пласидо Доминго снялся в роли Альфреда, а Виолеттой была Тереза Стратас: условные оперные страсти вдруг стали реальной, всем близкой драмой любви и самопожертвования. Именно после этого фильма началось в России возрождение оперной режиссуры, отказавшейся от "костюмированных концертов" во имя психологического музыкального театра.
Проект в Буссето задуман при участии Фонда Артуро Тосканини - пройдя несколько раз в миниатюрном зале Театра Джузеппе Верди, "Травиата" теперь гастролирует в крупнейших оперных столицах мира; кроме того, премьера была с чисто кинематографической выразительностью записана на DVD, и этот диск появился в Москве, став нежданным подарком меломанам.
И все же думаю, что главным потрясением для российских ценителей оперного искусства станет Стефания Бонфаделли. Она не принадлежит к тем дивам, чей голос покоряет с первого появления на сцене. Многих поначалу ждет разочарование, и слова "Да ничего же особенного!" уже будут готовы сорваться с уст, но что-то заставит скептика умолкнуть. А еще через минуту он будет следить за актрисой неотрывно, покоренный редким сплавом идеального по технике и естественного, как дыхание, музицирования с реальностью происходящей на сцене трагедии. Голос певицы, как судьба ее героини, раскрывается постепенно, в кульминациях достигая неправдоподобной для ее хрупкой фигурки мощи. Ее исполнение современно в том смысле, что вокал, сколь бы ни был блестящ и совершенен, перестает быть самоцелью и словно становится самой жизнью. Условность оперного действа испаряется, и остается то, что подвластно только музыке, - пульсация обнаженного человеческого сердца. Насквозь знакомые мелодические обороты словно рождаются заново и по-новому способны волновать.
Это редкостно красивый голос. Заметное вибрато в верхних нотах его не портит, но делает более земным, естественным, страстным. Певица берет слушателя в плен и увлекает до полного самозабвения, когда хочется слушать бесконечно - такое дано редким феноменам оперной сцены. И это великолепная актриса, она могла бы быть звездой драматической сцены или экрана. DVD с записью спектакля передает то, чего не увидеть из театрального партера, - тончайшие оттенки, переливы душевных состояний, ключевое слово для которых - хрупкость. Хрупкость счастья, хрупкость надежд, хрупкость самой жизни, готовой оборваться каждую минуту. И никакой оперной помпезности, обычно превращающей светскую проститутку Виолетту в величественную гранд-даму, носительницу высокой нравственности. Спектакль Дзеффирелли зовет к пониманию, снисхождению, терпимости. Наконец, он дает редкую возможность услышать вердиевский шедевр без купюр.
Выход двойного видеодиска TDK - событие не меньшего значения, чем сам спектакль. Съемками и монтажом руководил Дзеффирелли; любую музыкальную фразу он понимает как высказывание, а само построение спектакля кинематографично и не допускает игры "на тридцатый ряд". Совершенство саундтрека, записанного в цифровом стерео и в системе DTS, позволяет ощутить себя в зале театра. Не меньшее наслаждение, чем опера, доставляет фильм о работе над спектаклем - он дает уникальную возможность побыть в компании великих талантов, увидеть их репетиции, услышать их шутки, открыть их маленькие сценические секреты.
И наконец, сам городок Буссето. В сущности, деревня. Кричат петухи, гогочут гуси, ждут весны поля. Само существование здесь великолепного оперного театра кажется невероятным. Но это город Верди. Вот его дом, вот комната, где бегали его дети, вот стол, за которым он писал "Травиату", вот алтарь, перед которым он венчался. И любой крестьянин в местном кабачке может рассказать о том, какие богохульные штуки отчебучивал мальчуган Джузеппе в здешнем соборе, где он был служкой.
От этого места на земле веет стабильностью и непрерывностью жизни, о которых мы знаем только понаслышке. И невольно думаешь, что настоящая, умеющая себя уважать Россия начнется только в тот момент, когда и в наш Клин к нашему Чайковскому съедутся лучшие оперные мастера, чтобы в пока несуществующем оперном театре сыграть мировую премьеру "Евгения Онегина" так, чтобы этой премьере аплодировала планета.