18.11.2003 02:30
Экономика

Налоговая конференция

Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №0 (435)
Читать на сайте RG.RU

О размере ставки НДС (10 или 20 процентов) при реализации услуг по размещению информационных материалов (в рамках проведения выборов депутатов Госдумы) в СМИ.

- В соответствии с абзацем пятым подпункта 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса налогообложение по налоговой ставке 10 процентов производится при реализации услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, которые указаны в абзаце первом подпункта 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса, а именно в периодических печатных изданиях за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.

В целях Налогового кодекса под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. При этом к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 41 (далее - Перечень).

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 20.12.2002 N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 175-ФЗ), информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.

Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Статьей 54 Федерального закона N 175-ФЗ установлено, что информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с указанным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших списки кандидатов.

Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, об избирательных блоках, о кандидатах, списках кандидатов, законодательстве Российской Федерации о выборах осуществляют избирательные комиссии.

Статьей 2 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" определено, что информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Учитывая изложенное, информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации в рамках информирования избирателей, правомерно относить к информационным сообщениям.

Таким образом, при реализации услуг по размещению информационных материалов (в рамках информирования избирателей) в периодических печатных изданиях, которые указаны в пунктах 1, 2, 4 и 5 вышеназванного Перечня, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов.

В соответствии с абзацем пятым пункта 1 Примечаний к Перечню к периодическим печатным изданиям, указанным в пунктах 1, 2 и 5 данного Перечня, не относятся периодические печатные издания в электронном виде, распространяемые, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи. Соответственно размещение информационных материалов (в рамках информирования избирателей) в таких периодических печатных изданиях подлежит налогообложению по налоговой ставке 20 процентов.

Вместе с тем статья 53 Федерального закона N 175-ФЗ разделяет такие понятия, как информирование избирателей и предвыборная агитация. Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) предвыборная агитация определяется как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Следует также отметить, что печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, признаются агитационными материалами.

Учитывая изложенное, при реализации услуг по размещению материалов по предвыборной агитации в периодических печатных изданиях, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 5 вышеназванного Перечня, налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в общеустановленном порядке по налоговой ставке 20 процентов.

При размещении предвыборных агитационных материалов (как в рамках информирования избирателей, так и предвыборной агитации) на каналах организаций телерадиовещания налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в общеустановленном порядке по налоговой ставке 20 процентов.

Об изменениях в налогообложении доходов физических лиц после введения в действие Федерального закона от 22.05.2003 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

- С 1 января 2001 года в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц".

Согласно пункту 27 статьи 217 Налогового кодекса, не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

С процентных доходов, превышающих три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в течение периода, за который начисляются проценты по рублевым вкладам, налог взимается по ставке 35 процентов.

Вышеизложенный порядок налогообложения применялся к процентным доходам, полученным с 1 января 2001 года, в том числе и по договорам банковского вклада, заключенным до вступления в силу части второй Налогового кодекса (до 1 января 2001 года).

Согласно пункту 27 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются налогом на доходы физических лиц проценты, получаемые налогоплательщиками по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, если они выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

С процентных доходов по срочным пенсионным вкладам в рублях, внесенным физическими лицами на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, налог исчисляется по ставке 13 процентов - в отношении процентных доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.05.2003 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в пункт 27 статьи 217 Налогового кодекса внесены изменения.

На основании нового положения статьи 217 Налогового кодекса, которое вводится в действие с 27 июня 2003 года, не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по рублевым вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по указанным вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Согласно пункту 2 статьи 224 Налогового кодекса в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) для исчисления налога на доходы физических лиц применяется ставка в размере 35 процентов - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

С процентных доходов по срочным пенсионным вкладам порядок налогообложения остался прежний. При исчислении налога применяется ставка 13 процентов - в отношении налогооблагаемых процентных доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

В отношении процентных доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации с 1 января 2001 года для исчисления налога на доходы физических лиц принимается ставка в размере 30 процентов (пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса).

О введении в действие Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Должен ли на учет в налоговом органе вставать адвокатский кабинет или адвокат, его учредивший?

- Статьей 20 Федерального закона N 63-ФЗ установлено, что формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокаты вправе в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности.

Статьей 21 Федерального закона N 63-ФЗ предоставлено право адвокатам, принявшим решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждать адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 63-ФЗ адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, поскольку для осуществления адвокатской деятельности не требуется государственной регистрации адвокатов в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокаты как таковые не являются индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса, налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Нормами пунктов 3 и 6 статьи 83 Налогового кодекса предусмотрена постановка на учет в налоговом органе по месту жительства путем подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе индивидуальных предпринимателей, а также частных нотариусов, частных детективов и частных охранников, которые приравнены к ним для целей Налогового кодекса согласно статье 11 Налогового кодекса.

Исходя из вышеизложенного, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, не обязаны встать на учет в налоговом органе в аналогичном порядке, поскольку согласно статье 11 Налогового кодекса адвокаты не приравнены для целей Налогового кодекса к индивидуальным предпринимателям.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в том числе адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, осуществляется в порядке, установленном пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса, налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса, либо при обращении адвокатов в налоговый орган по месту жительства в целях признания, соблюдения и защиты прав и свобод гражданина (согласно статьям 2, 17, 18 Конституции Российской Федерации) на основании сведений, указанных в заявлении физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства.

Об упрощенной системе налогообложения для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в индивидуальном порядке

- В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном Налоговым кодексом, за исключением налогоплательщиков, перечисленных в пункте 3 данной статьи Налогового кодекса, которым право на применение упрощенной системы налогообложения не предоставлено.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Таким образом, действие упрощенной системы налогообложения распространяется только на тех налогоплательщиков, которые в соответствии с Налоговым кодексом признаются организациями или индивидуальными предпринимателями и не перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Согласно статье 15 Федерального закона выданное претенденту квалификационной комиссией удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, который не является юридическим лицом.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом деятельность адвокатов, учредивших в установленном порядке адвокатские кабинеты, не признается предпринимательской деятельностью, а сами адвокаты для целей налогообложения не отнесены Налоговым кодексом к индивидуальным предпринимателям, действие упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 262. Налогового кодекса, на них не распространяется.

Материалы предоставлены Министерством РФ по налогам и сборам.

Налоги ФНС