18.11.2003 03:00
Экономика

Рекорд нефтедобычи

Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти
Текст:  Дмитрий Федоров
Российская Бизнес-газета - : №0 (435)
Читать на сайте RG.RU

Выход России в октябре на первое место в мире по ежесуточной добыче нефти вряд ли можно назвать случайным или временным явлением. Это событие подтверждает право России на ведущие роли в международном сообществе.

А ведь после распада СССР добыча этого вида углеводородного сырья в нашей стране просто рухнула. Так, согласно данным Госкомстата РФ в 1996 году добыча нефти в России (включая газовый конденсат) составляла 301 миллион тонн, а в Саудовской Аравии - 404 миллиона тонн. Рост добычи этого вида сырья в нашей стране начался лишь с 1998 года, когда было добыто 303 миллиона тонн, а в той же Саудовской Аравии - 443 миллиона тонн.

Причем нынешний рекорд вовсе не предел. Как считают эксперты, в ближайшие 2-3 года добыча нефти в России может вырасти и до 9 миллионов баррелей в сутки, поскольку эффективность производства в этой отрасли за последние два года резко возросла, показателем чего стало значительное снижение себестоимости добычи. Согласно отчетам нефтекомпаний за 2002 год операционные затраты на один баррель добытой нефти по четырем ведущим российским компаниям составили в среднем 2,25 доллара США, или 16,45 доллара за одну тонну. Прогресс ощутимый, если учесть, что в первой половине 1990-х годов себестоимость добычи нефти в среднем доходила до 60 долларов за тонну. Да что говорить про 1990-е годы, если даже в 2000 году эта цифра составляла более 20 долларов за тонну.

Но не только проблемы внутренней организации в нефтекомплексе сдерживали в эти годы рост добычи нефти в России. В не меньшей степени отрицательное воздействие оказывали проблемы транспортировки. Когда со второго квартала 2002 года Россия внезапно стала резко сворачивать транспортировку своих углеводородов на мировые рынки через латвийский порт Вентспилс, в руководстве российских нефтяных компаний возникли почти панические настроения, так как фактически нефтяную отрасль поразил склероз. В крупных западносибирских нефтекомпаниях объемы зависших (нереализованных) запасов нефти достигли 700 тысяч тонн одномоментно.

Паника была столь сильной, что руководители пяти крупнейших российских нефтекомпаний, прося возобновить поставки через Латвию, обратились с письмом к премьер-министру России, где написали: "Искусственное ограничение пропускных возможностей нефтепровода Полоцк-Вентспилс при невозможности увеличения экспортных поставок по другим направлениям, сложные погодные условия в зимний период в южных портах лишают российские нефтегазодобывающие организации дополнительных возможностей экспорта нефти, что негативно сказывается на возможностях роста добычи нефтяного сырья и как следствие ведет к значительным потерям федерального бюджета".

Но Правительство России пошло другим путем, резко активизировав строительство Балтийской трубопроводной системы. Курс оказался эффективным.

Буквально на днях завершилось строительство очередной линии системы. Пропускная способность по трубопроводу Кириши - Приморск увеличилась с 18 до 30 миллионов тонн нефти в год. Кроме того, полностью подготовлены к эксплуатации резервуарный парк объемом 95 тысяч кубометров и дополнительные объекты инфраструктуры балтийского порта Приморск в Ленинградской области. Все это позволит экономить на транзите до 1,5 миллиарда долларов в год, которые ранее шли в карман латвийских хозяев Вентспилсского порта. Да и выгоднее труба в 5 раз по сравнению с железнодорожной транспортировкой (не секрет ведь, что некоторые российские нефтекомпании после отказа от нефтеперевалки через Вентспилсский порт резко увеличили объем железнодорожных нефтеперевозок цистернами).

Таким образом, усилиями Правительства и самих нефтекомпаний постепенно устраняются главные препятствия с пути интенсивного развития российского нефтекомплекса. Но одно это не решает основных проблем развития отечественного нефтегазового комплекса. Включившись в международные цивилизованные связи, Россия уже не может решать свои собственные национальные экономические проблемы в одиночку, самостоятельно.

Закономерно встает вопрос, а существуют ли внешние условия для такого развития? Исследования отечественных аналитиков показывают: да, существуют.

С сентября 2001 года мир внезапно столкнулся со сменой приоритетов на мировом рынке нефти, в результате которой Россия стала стремительно выходить на первое место по инвестиционной привлекательности среди нефтяных держав мира. Вот важнейшие факторы, которые объясняют эту смену.

Во-первых, запасы нефти и газа стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), неуклонно падают. И не только в традиционных странах - экспортерах углеводородного сырья. Практически уже истощились доказанные запасы нефти в Северном море, а те, которые еще будут добываться, резко возрастают в себестоимости вследствие усложнения условий извлечения углеводородов. Высокая себестоимость добычи этой нефти делает даже вновь обнаруженные запасы этого сырья неконкурентоспособными. И это в условиях, когда, по прогнозам Еврокомиссии, потребность в нефти европейских стран в ближайшие 20 лет должна возрасти аж на 40 процентов.

Одновременно с этим в 2003 году стало очевидным изменение позиций стран ОЭСР, и в первую очередь США, в этом вопросе по отношению к России. В новом рейтинге Геологической службы США Россия занимает первое место среди стран, наиболее перспективных для добычи нефти и газа. Саудовская Аравия в этом рейтинге занимает второе место, Иран - третье, Туркменистан - десятое, Казахстан - одиннадцатое.

Изменилась и оценка доказанных запасов нефти в России. На протяжении последних 30 лет западные источники оценивали доказанные извлекаемые запасы нефти в России в 6-7 миллиардов тонн. А в 2003 году эта оценка возросла до 20 миллиардов тонн.

На фоне всего выше-приведенного факт выхода России в прошлом месяце на первое место в мире по ежесуточной добыче нефти смотрится не как сухая строчка в сообщениях мировых информационных агентств, а приобретает совершенно самостоятельную геополитическую значимость, связанную с изменением роли нашей страны в международном сообществе. В позитивном, разумеется, смысле и значении.

Нефть и газ