18.11.2003 02:18
Экономика

Опрос местной власти

Так считает большинство мэров малых городов, которых опросила "РГ"
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3347)
Читать на сайте RG.RU

Собкоры "РГ" провели блиц-опрос среди руководителей муниципальных образований, спросив их: "Могут ли они выжить собственными силами и какие проблемы возникают при формировании местных бюджетов?" Признаться, мы ожидали поток жалоб и требований дотаций, но разговор о другом.

Александр Клюшенков, глава администрации ковровского района (Владимирская область):

- Проблема при формировании бюджета у нас одна: каждый год увеличиваются тарифы на энергоносители. Кому это нужно? Монополисту! Мы хотим развивать птицефабрики и животноводческие комплексы, но мешают постоянный рост цен на электроэнергию и диспаритет между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Алексей Ильин, мэр города Тамбова:

- Пять лет идет устойчивое падение доли собственных доходов в местном бюджете, и связан этот процесс с изменениями в налоговом законодательстве. У нас она снизилась в два раза. Последние изменения в Налоговом и Бюджетном кодексах на первый взгляд направлены вроде бы во благо местного самоуправления. Однако местные налоги станут не только предсказуемо стабильными, но и предсказуемо низкими. Мы уже посчитали, что с учетом последних изменений во второй части Налогового кодекса местный бюджет 2004 года потеряет более 16 процентов собственных доходов. Поэтому и сейчас, и в перспективе город будет выживать, а не развиваться.

Юрий Копылов, глава администрации города Владивостока:

- В 2004 году фонд финансовой поддержки города сократится на 400 млн. рублей. А это значит, что вряд ли мы будем в состоянии вовремя платить деньги бюджетной сфере, возможно, придется урезать и социальные расходы. Владивостоку остается лишь 40 процентов собранных налогов, остальное - уходит в краевую казну. Однако в целом по краю такое соотношение равняется несколько иной дроби - 50/50. Кроме этого, я который год не могут добиться принятия статуса Владивостока как столицы Приморского края. Это могло бы дать городу право оставлять у себя большую часть собираемых налогов.

Виктор Балакин, мэр города Ижевска:

- Выжить своими силами мы могли бы, если бы доходы городского бюджета соответствовали полномочиям, которые выполняет муниципалитет. С каждым годом разница между ними все возрастает. Так, в 1998 году в Ижевске оставалась 51 копейка с каждого рубля собранных налогов, а сейчас - только 14 копеек. Поэтому сегодня мы наблюдаем парадокс: экономика города на подъеме, но в то же время в бюджете города денег нет. Ижевск из города-донора превратился в город с дефицитом бюджета.

Сергей Абрамов, заместитель мэра города Магадана:

- Если будем исполнять только свои функции, то выживем. Но, к примеру, все, что связано с социальной защитой, здравоохранением, образованием, - это государственные полномочия. Чтобы их хорошо исполнять, требуются или дополнительное финансирование, или иная налогооблагаемая база. Нам их не дают. Основной федеральный налог, которым мы распоряжаемся, - подоходный, и он фиксированный. Распределение остальных - регулируется субъектом Федерации. А надо все налоги сделать фиксированными на долгосрочной основе, чтобы мы могли планировать поступление средств и работать над укреплением налогооблагаемой базы предприятий. Интереса к такой работе сейчас ни у кого нет. Чем больше получим, тем меньше дадут дотаций из федерального и регионального бюджетов на будущий год.

В. Булавинов, глава администрации Нижнего Новгорода:

- Ситуация парадоксальна. Несмотря на то, что у города существует собственный неплохой ресурс, позволяющий ему сводить концы с концами и как-то развиваться, он по сути является городом-банкротом. Например, промышленные районы города, в которых располагаются производственные гиганты, известные на всю страну, приносят городу налогов в два раза меньше, чем Нижегородский. А это центральный район города, где в основном - мелкий и средний бизнес. С одной стороны, приход крупных инвесторов необходим. Но, с другой - почти все они используют совершенно законные средства минимизации расходов, а потому перестали быть выгодными для нашего бюджета. Поэтому когда мне говорят, что в город может прийти еще один серьезный инвестор, я сразу задаю вопрос: "В какой город? В наш или тот, что в офшорной зоне где-нибудь на Кипре или в Испании?".

Кстати

Обсуждаемые сегодня в Госдуме поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы в принципе должны серьезно усовершенствовать межбюджетные отношения. Но ситуация, как видим, такова, что решение некоторых проблем опасно откладывать на 2006 год. Иначе к началу действия нового закона муниципалитеты подойдут без гроша в кармане.

Бюджеты регионов