18.11.2003 03:00
Экономика

Ветров о коммерческой тайне

Депутат Госдумы Константин Ветров - "О коммерческой тайне" во втором чтении
Текст:  Татьяна Руденко
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3347)
Читать на сайте RG.RU

- О том, как идет подготовка данного законопроекта к процедуре второго чтения, с какими проблемами приходится сталкиваться законодателям в ходе доработки положений закона, мы попросили рассказать председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике Константина Владимировича Ветрова:

- Мы находимся на пороге принятия закона "О коммерческой тайне" во втором чтении. Это очень ответственная и трудоемкая процедура, поскольку именно в ходе второго чтения происходят окончательная доводка, сверка всех положений и пунктов законопроекта, их логическая, смысловая и функциональная взаимоувязка.

Для этого при Комитете Государственной Думы по информационной политике, была создана специальная рабочая группа, которой было поручено рассмотрение более 200 поступивших в адрес комитета поправок и подготовка окончательного текста законопроекта. Да, я не ошибся, именно такое количество поправок, каждая из которых требовала всестороннего и вдумчивого анализа, было предложено нашими коллегами для рассмотрения и последующего внесения в текст закона.

Здесь очень важно отметить, что в состав рабочей группы были приглашены представители не только ответственного, то есть нашего комитета, но и представители комитетов соисполнителей (Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитет по экономической политике и предпринимательству, Комитет по безопасности), а также ряд депутатов Государственной Думы - авторы поправок. Правительство Российской Федерации было представлено специалистами Минпромнауки, МВД, Минтруда и Роспатента. По общему мнению, итогом нашей большой и продолжительной работы стало значительное совершенствование текста законопроекта, ставшего более полным, более четким и однозначным.

- Таким образом, можно сказать, что вы готовы к процедуре дальнейшего продвижения проекта данного закона. Как скоро этого можно ожидать?

- Да, мы практически готовы. На своем заседании 4 октября 2003 г. комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект во втором чтении, рассмотрение которого на пленарном заседании запланировано на 19 ноября 2003 г. Очень хотелось бы успеть с принятием до окончания текущей сессии, чтобы он уже в виде закона начал работать на благо российской экономики.

- Константин Владимирович, объясните, пожалуйста, нашим читателям, чем актуален этот закон, какими веяниями современной "высокотехнологической моды" он вызван и как принятие закона отразится на деятельности того или иного предприятия?

- Хочу сразу подчеркнуть, что принятие закона "О коммерческой тайне" является исключительно актуальным. Поясню, с чем связана моя уверенность и настойчивость.

На нынешнем этапе развития рыночной экономики и ее успехов особенно важными становятся, с одной стороны, ограничения монополистической деятельности, а с другой стороны, расширение и защита добросовестной конкурентной борьбы. В последнем важную роль играет защита коммерческой тайны.

Коммерческие и производственные секреты предприятия позволяют ему повышать качество продукции, снижать цены, создавать новые виды товаров и услуг с использованием передовых технологий, получая при этом конкурентные преимущества и заставляя конкурентов в свою очередь также совершенствовать собственное производство.

Возможность утраты таких секретов может не только негативно повлиять на позиции предприятий на рынке, но и привести к их разорению, что в целом отрицательно сказывается на развитии экономики, особенно ее обрабатывающих отраслей.

Короткий исторический период становления рыночной экономики в нашей стране совпал с периодом перестройки общественного сознания, что, к сожалению, нередко ведет к проявлению конкуренции в агрессивной и неправомерной форме.

Статья 34 Конституции Российской Федерации провозглашает, что экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

Правовой основой института коммерческой тайны является статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней дается общее определение коммерческой тайны, формулируются некоторые условия отнесения информации к коммерческой тайне и некоторые обязанности по возмещению убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны.

Следует подчеркнуть, что понятие коммерческой тайны фигурирует еще более чем в 30 федеральных законах Российской Федерации. Конечно, набор этих законодательных актов не создает цельной картины института коммерческой тайны и, главное, не содержит полной картины действенного режима ее защиты.

Таким образом, встала необходимость создания специального закона о коммерческой тайне, который также должен был сыграть роль кодифицирующего акта.

- Константин Владимирович, то, о чем вы только что сказали, относится все-таки больше к сфере институциональности данного закона, его соответствия другим законам и правовым нормам нашего государства. А в чем сущность, содержание закона с точки зрения его основных положений?

- Главная задача принятия такого закона - создание механизмов надежной защиты целого ряда параметров жизни как государства, так и отдельных предприятий или граждан. В частности:

- защита своих интересов через сохранение в режиме государственной тайны производственной или коммерческой информации, влияющей на состояние безопасности государства;

- защита интересов граждан и общества путем установления обязательного перечня информации, которая не может составлять коммерческую тайну и соответственно должна быть доступна гражданам и обществу;

- защита интересов хозяйствующего субъекта путем защиты его прав и наказания нарушителя этих прав.

Закон должен обеспечить баланс интересов общества, физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также государства в области правовой охраны, использования и защиты коммерческой тайны.

Закон не должен и не может описывать все меры защиты коммерческой тайны. Однако принципиально важным в концепции закона является положение о том, что обладатель информации самостоятельно выбирает меры защиты информации, соответствующие ее действительной ценности, опираясь на другие положения закона.

- Подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О коммерческой тайне" предусматривает правовое регулирование основных вопросов отнесения информации к коммерческой тайне, оборота такой информации, режима охраны коммерческой тайны и порядка разрешения возникающих в связи с этим споров. Это главная, сквозная тема закона. А как вы ее расширяете, толкуете в отдельных статьях закона?

- Безусловно, каждое понятие, каждый законодательный посыл подразумевает ясное и однозначно трактуемое определение, так называемую дефиницию, увязанную логически и структурно со всем текстом как данного закона, так и других, смежных или сопредельных законов. Именно поэтому наш закон позволяет произвести следующее:

- определяет понятие "коммерческой тайны" на основании статьи 139 ГК РФ и дает другие необходимые дефиниции;

- устанавливает ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах граждан, общества и государства и, что особенно важно, определяет возможность изменения перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, только путем внесения изменений в данный закон;

- предусматривает обязательность предоставления органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления, суду и прокуратуре коммерческой тайны в случаях возникновения необходимости выполнения данными органами своих функций в рамках их компетенции, установленной федеральными законами;

- определяет права обладателя коммерческой тайны, включая предоставление им коммерческой тайны в спорных случаях на основании решения суда;

- регулирует отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд;

- определяет меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе полученную в рамках трудовых отношений, полученную при осуществлении гражданско-правовых отношений, а также при ее предоставлении без права использования в предпринимательской деятельности;

- устанавливает ответственность за нарушения положений данного закона.

Таким образом, уже по одному только перечисленному можно понять, насколько важен и своевременен данный закон.

- Константин Владимирович, а если, подводя итоги, попытаться кратко определить место данного закона в жизни современной России, начинающей свое восхождение на вершины "высоких технологий", все более уверенно обживающейся в мировом инфокоммуникационном пространстве, что бы вы сказали?

- Первое. Принятие федерального закона "О коммерческой тайне" позволит создать необходимые правовые условия для предупреждения недобросовестной конкуренции. Второе, причем самое главное, даст возможность для эффективного функционирования в Российской Федерации цивилизованного рынка товаров, работ и услуг, полностью соответствующего и комплиментарного аналогичному рынку мировому.

Однако одного этого закона недостаточно. Наряду с ним необходимо разработать и распространить разъяснения и методические материалы по применению закона, по эффективному введению и поддержанию режима коммерческой тайны. Так что работы впереди еще немало.

Вела беседу Татьяна РУДЕНКО.

Бизнес Госдума