20.11.2003 02:00
Власть

Не объедать, а дополнять

Что сдерживает темпы союзного строительства?
Текст:  Николай Лохманенко (профессор Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (145)
Читать на сайте RG.RU

В поэтапной и официальной хронологии белорусско-российской интеграции особо выделяются две вехи. Напомним: 2 апреля 1996 года провозглашено образование Сообщества России и Беларуси, и эта дата была объявлена Днем единения двух стран; 8 декабря 1999-го заключен Договор о создании Союзного государства. Одновременно в этот же день была принята и подписана президентами двух стран Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Этот документ фиксировал целый комплекс совместно разработанных мероприятий в качестве механизма практической реализации заключенного договора. В программе действий ставилась цель завершить процесс "создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой пограничной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом..."

Анализ показывает: аргументы противников интеграции о несоразмерности в уровне развития социально-экономических систем наших стран безосновательны.

Но проходило время, а многие мероприятия, предусмотренные этой программой на 2000 - 2002 годы, не были выполнены. Так, не выполнен пункт 4 об унификации налогового законодательства и проведении с 2001 года единой налоговой политики в намеченный программой срок. Хотя определенные подвижки в унификации налогообложения имеются. Но до сих пор налоговая нагрузка в Беларуси остается более высокой, чем в России. А это влияет на конкурентоспособность белорусских товаров. Поэтому правительство запланировало сократить уровень налоговой нагрузки с 33,8 процента в этом году до 31 процента в 2004-м. Имеются различия также в ее структуре. В Беларуси сегодня несколько больше доля оборотных налогов с выручки, что отрицательно влияет на результаты функционирования реального сектора экономики. Предусматривается их снижение на четверть уже в следующем году, а на 2005 год намечено полностью отказаться от всех оборотных налогов.

Обеспечение полной унификации налоговых систем - труднодостижимое мероприятие, если оно вообще возможно. В России, как известно, действует трехуровневая система налогообложения (федеральная, региональная и местная), а в Беларуси - двухступенчатая (республиканская и местная). Но, вероятно, здесь нет жесткой необходимости в обеспечении полного тождества налоговых систем. Опыт Евросоюза показывает, что там пошли по пути идентичности и выравнивания лишь основных налогов - на прибыль, добавленную стоимость, имущество, а также акцизы и подоходный налог. Видимо, и нам следует учесть этот опыт.

Далее. Не выполнен также намеченный к реализации пункт 7 программы о формировании общего рынка ценных бумаг и создании учреждений по их эмиссии. Примерно то же можно сказать и об отсутствии единой политики в области обеспечения субъектам хозяйствования равных условий по применению цен и тарифов на основе единой методологии (пункт 8). Не устранены различия в области лицензирования и регистрации предпринимательской деятельности и многие другие нестыковки.

Все эти недоработки по реализации договора относятся к причинам формально-правового характера. Но и они подтверждают тот факт, что после развала Советского Союза и обретения суверенитета наши страны в социально-экономической и политической сферах разошлись довольно далеко. Так, в России формируется либеральная модель рыночной экономики, а в Беларуси - социально ориентированной смешанной рыночной экономики по шведскому аналогу и с учетом лучшего опыта Советского Союза. Однако, если принять во внимание современные условия развития государств Восточной Европы и СНГ и учесть имеющиеся особенности переходного периода в стране, то можно говорить о существовании белорусской модели формирования социально-ориентированной рыночной экономической системы.

На наш взгляд, если бы наши страны строго следовали букве договора и программы действий, интеграционных проблем было бы меньше. И все же есть более мощные рычаги торможения, манипуляции которыми то и дело порождают всплески противоречий и напряженности в союзном строительстве. И это связано уже с другой, внутренней стороной интеграционного процесса. В этой связи хочу напомнить одно известное теоретическое положение политической экономии: экономические отношения проявляются прежде всего как интересы. На данный момент, к сожалению, экономические и политические интересы объединяемых государств и, соответственно, правящих элит не совпадают по ряду позиций и направлений осуществляемой двусторонней и региональной интеграции. У крупного капитала в России есть определенные виды и на собственность в Беларуси, особенно на объекты нефтехимического комплекса и газораспределительной трубопроводной сети. Тот же "газовый" вопрос, который заметно осложнил союзные отношения, думается, возник не только из чисто рыночных соображений. Столкновение интересов, прежде всего экономических, - ключ к разгадке и пониманию причин торможения российско-белорусской интеграции. Кроме того, в обеих странах имеются, конечно, и другие силы в политических и партийных структурах, интересам которых, мягко говоря, не отвечает создание Союзного государства.

Один из тезисов - в общественное сознание внедряется мысль о якобы огромной несоразмерности экономических потенциалов наших стран, что, дескать, экономически слабая Беларусь станет после объединения нахлебницей для россиян. Так ли это?

Давайте попытаемся объективно и беспристрастно расставить точки над "i", опираясь на доводы солидных международных аналитиков. Проанализируем соотношение экономических потенциалов наших стран, используя материалы и статистические данные такой авторитетной международной структуры, как Программа развития ООН (ПРООН). По данным доклада ПРООН о развитии человека за 2002 год, годовой объем ВВП в России составлял 251,1 млрд. долларов, а в Беларуси - 29,9 млрд., или около 12 процентов от российского объема. Если же делать сопоставление по ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности, то в России на одного человека приходится 8.377 у.е., а в Беларуси - 7.544, или 90 процентов от российского уровня. Сравнивая параметры и показатели экономического развития, отметим еще и то, что в наших странах несколько различается структура производства и внешней торговли. В России с ее колоссальным богатством природных ископаемых преимущественно развиваются добывающие отрасли, и она вывозит в основном сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, которых в Беларуси или нет, или очень мало, и она вынуждена развивать в основном перерабатывающие отрасли и экспортировать их продукцию. Особенность белорусской экономики в том, что она базируется на крупном экспортном производстве, доставшемся сравнительно малой республике в наследство от Советского Союза. По данным отчета ПРООН за 2003 год, экспорт товаров и услуг составляет в Беларуси 68 процентов от ВВП, а в России - 37 процентов. Причем экспорт промышленных товаров составляет в Беларуси 69 процентов от вывоза всей продукции, тогда как в России - 22 процента, учитывая экспорт вооружений.

Есть и такой очень важный показатель, как индекс человеческого потенциала. Так вот, в рейтинге стран по этому показателю, который характеризует уровень жизни, здоровья населения и его образованности, Беларусь занимает 53-е место среди обследованных 175 стран и впервые после 1990 года вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Россия в этом рейтинге занимает 63-е место, Украина - 75-е, Кыргызстан - 102-е и Таджикистан - 113-е.

Интересно также взглянуть на картину социальной сферы жизни людей в наших объединяющихся странах и прежде всего на такие ее фрагменты, как развитие образования и здравоохранения. В последние годы государственные расходы на образование составляли в Беларуси 6 процентов от ВВП, а в России - 4,4 процента. Принятый в Беларуси Закон "Об образовании" предусматривает увеличение ежегодных расходов на образование до 10 процентов от ВВП. А ныне индекс уровня образования в Беларуси (0,95) выше, чем у всех стран СНГ и даже некоторых развитых западных государств, например, Италии, Греции, Литвы и даже Японии. Ежегодные государственные расходы на здравоохранение составляют в Беларуси 4,7 процента от ВВП. В России - 3,8 процента. А количество врачей на 100 тысяч человек - 457 и 423 соответственно.

Анализ показывает: аргументы противников интеграции о несоразмерности в уровне развития социально-экономических систем наших стран безосновательны. В процессе интеграции происходит объединение близких по культуре, исторически родственных народов и вместе с тем равных по степени экономического развития стратегических партнеров, которые будут не объедать, а дополнять друг друга в достижении общей цели.

Что же касается нынешнего "газового" и "рублевого" обострения в союзных отношениях, то, повторюсь, выросло оно на старых корнях - экономических интересах и существующих в них противоречиях. А выдвижение и бесконечное муссирование спорных вопросов - это лишь внешний повод, формальная подоплека для затягивания интеграционного процесса и получения односторонней экономической выгоды.

Предусмотренная Договором и проектом Конституционного акта концептуальная конструкция Союзного государства представляется еще не вполне совершенной и незавершенной в правовом и политическом аспектах. Самое трудное в его построении заключается в нахождении оптимального соотношения между вновь создаваемыми наднациональными интеграционными структурами, действующими в пределах наделенных функций в рамках единого Союза, и суверенитетом входящих в него стран. Для завершения процесса белорусско-российской интеграции потребуются еще время, силы и выдержка с обеих сторон. И это должно быть понятно: ведь мы создаем не имеющее аналогов уникальное государственное образование.

Внешняя политика