20.11.2003 05:00
Общество

Супер СКИФ

"СКИФ К-500" попал в мировой рейтинг самых высокопроизводительных компьютеров
Текст:  Илья Макаров
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (145)
Читать на сайте RG.RU

Осенью нынешнего года, в рекордно сжатые сроки, российскими и белорусскими специалистами создан суперкомпьютер "СКИФ К-500", который занесен в мировой рейтинг пятисот самых высокопроизводительных машин. О том, как сегодня работает программа "СКИФ", корреспондент "СОЮЗа" попросил рассказать доктора физико-математических наук, директора Исследовательского центра мультипроцессорных систем Института программных систем Российской Академии наук, заведующего лабораторией программных систем для параллельных архитектур Сергея АБРАМОВА.

- Нынешний год является одним из самых ярких и результативных, - отметил Сергей Михайлович. - Собственно, одно из ярких событий произошло 16 ноября - созданную российскими и белорусскими специалистами машину "СКИФ К-500" занесли в элитный список "Топ-500". В него входят обладатели и создатели самых высокопроизводительных компьютеров. Это несомненный успех не только программы "СКИФ", но и успех идеи интеграции двух наших стран.

- Напомните читателям "СОЮЗа", как создавался "СКИФ"?

- Машина была создана при тесном сотрудничестве четырех организаций - Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, белорусского института НИИ ЭВМ, Института программных систем РАН и московской фирмы "Т-платформы". Хочу особо подчеркнуть - созданный нами суперкомпьютер имеет хорошее соотношение цены и производительности. Мы достигли того порога, когда за один триллион операций в секунду не надо платить больше одного миллиона долларов. Этот порог в разы, а то и в десятки раз в лучшую сторону отличается от зарубежных цен.

- Какой, на ваш взгляд, может оказаться "география" распространения суперкомпьютеров?

- Когда меня спрашивают, где же ваш массовый рынок, отвечаю: подобный рынок еще предстоит сформировать. По программе "СКИФ" уже создано 11 опытных образцов разного спектра производительности. В принципе, машины такого класса могут использоваться во многих местах - на любом наукоемком производстве. Тут и вентиляторные установки, и компрессоры, автомобильное производство и самолетостроение. Можно делать автомобили без применения суперкомпьютера? Можно, и делаем. Но прекрасно ли? Почему западные фирмы покупают суперкомпьютеры? Потому что на такой машине можно провести аэродинамические исследования, виртуальные тесты на разрушаемость автомобиля и многое другое. Сегодня я спокоен - уже сейчас виден реальный плод сотрудничества российских и белорусских коллег. На данный момент "центр тяжести" проекта находится в Беларуси - там создается кардиологический комплекс нового поколения. Для этого комплекса по программе "СКИФ" создан компьютер, который представляет собой небольшую тумбочку, а на ней - медицинский прибор с двумя окулярами. У человека, глядящего в них, с высокой точностью фотографируется микрокапилляры глазного дна, по полученной информации можно поставить глубокий медицинский диагноз в разных сферах. Достоинство такого суперкомпьютера и в том, что его стоимость такая же, а в ряде случае и меньше, чем, скажем, прибора для ультразвукового исследования, который по карману сегодня любой районной больнице.

- Какие перспективы у программы "СКИФ"?

- На сегодняшний день мы закончили разработку первого компьютерного ряда, на него уже есть конструкторская документация. То есть наши машины прошли государственные испытания и готовы к серийному производству. Сегодня мы должны приучить пользователя работать на высокопроизводительных компьютерах. Постепенно нам удается находить заказчиков, по всей России у нас зарегистрировано уже огромное количество пользователей, которые работают на нашей установке в режиме удаленного доступа, то есть через сеть Интернет. Пока рынок суперкомпьютеров не сформирован, нельзя говорить о коммерческих поставках. Совместное использование уникальных вычислительных мощностей станет новым шагом для их эффективного практического применения - при проектировании турбокомпрессоров для наддува дизельных двигателей Минского моторного завода, для расчетов и моделирования остовов универсальных тракторов "Беларусь" и несущих конструкций карьерных самосвалов "БелАЗ", для расчетов динамических характеристик почвообрабатывающих агрегатов и карданных валов, выпускаемых гродненским заводом "Белкард" и много другого.

Наука