21.11.2003 04:40
Экономика

Трудовой арбитраж прижился

Первые шаги Трудового арбитража в России оказались успешными
Текст:  Елена Шмелева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3351)
Читать на сайте RG.RU

Наиболее цивилизованный путь - судебный иск, используется нашими гражданами тоже куда чаще, чем можно себе представить. А поскольку таких дел - лавина, встал вопрос о создании "отдельного" специализированного суда - Трудового арбитража. В эти дни специалисты на первой общероссийской конференции "Перспективы развития в России системы разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров" подводили первые итоги московского эксперимента - столица впервые в стране создала Трудовой арбитраж.

Каждое третье гражданское судебное дело в России в 1997 -1998 годах было трудовым. Через суд требовали себе зарплату, восстанавливались на работе после несправедливого увольнения. За последние годы ситуация улучшилась: в первом полугодии 2003 года удельный вес трудовых дел от всех гражданских составил 12,8 процента. Но тем не менее суды продолжают задыхаться от непомерной нагрузки.

Вспомним начало 90-х годов, когда страна просто содрогнулась от забастовок - справедливых требований шахтеров, водителей, учителей, врачей выплатить зарплату. Те годы научили многому не только профсоюзы, но и работодателей. Сегодня на большинстве предприятий есть коллективный договор, в котором зафиксированы обязательства владельцев и менеджмента фирмы, с одной стороны, и работников - с другой. И это нормально: в условиях рыночной экономики государство перестало быть основным работодателем, а потому в соответствии с новым Трудовым кодексом предоставляет работникам только минимум социальных гарантий.

Все "сверх" работник может получить от родной администрации. Конкретные детали, если они касаются непосредственно работника, оговариваются в его индивидуальном контракте, условия работы всего персонала - в коллективном договоре. "Система координат" на уровне отрасли (а также по территориальному принципу) выстраивается с помощью соглашения между профсоюзами, работодателями и органами власти.

Статья 404 Трудового кодекса РФ поясняет, что же такое трудовой арбитраж. Это - временная структура, которая создается обеими сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию таких споров специально для того, чтобы "разрулить" спорную ситуацию.

Первый Трудовой арбитражный суд в порядке эксперимента появился в Москве год назад. Руку к его созданию, а точнее деньги, приложил и Евросоюз. В Великобритании, имеющей богатый опыт забастовочной борьбы, Германии, Франции, Италии конфликтующие стороны для начала обязательно сядут за стол переговоров. Не довести дело до суда, а тем более массовых выступлений - дело чести примирительно-третейского разбирательства. Нечто подобное, считают специалисты по трудовым отношениям, неизбежно появится и в России.

В трудовой арбитраж приходят тогда, когда вовремя не выплачивают зарплату или по непонятным причинам ее урезают, когда начальство заставляет работать в ночные смены или воскресные дни, а с обещанной доплатой не спешит, когда в отпуск отпускают с боем, а о прописанных в колдоговоре социальных обязательствах начальство "забывает" напрочь.

Анатолий Вальковой - директор учреждения, которое называется громоздковато, но точно по сути - "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров". Он так охарактеризовал первые результаты работы корреспонденту "РГ": "Московский модельный трудовой суд - это пилотный проект в России. К нему присматриваются, у него уже есть свои успехи. На сегодняшний день споров на стадии недоведения до арбитража - больше двадцати. К нам обращаются московские и подмосковные предприятия, органы федеральной власти, муниципалы.

Вот одно из обычных дел: задержка зарплаты работникам завода имени Лихачева. Наши специалисты приехали на предприятие и провели там деловую игру. Объяснили, как в цивилизованных рамках защитить свои интересы. К сожалению, проведение, скажем, общего собрания на предприятии превращается либо в формальное выступление начальства "из-за красного сукна", либо - другая крайность - свалка и "вече", когда выступающих никто не слышит и не хочет слышать. В то же время велосипеда изобретать не надо: в мире наработаны простейшие схемы ведения переговоров в случае трудового конфликта. Для этого необходимо провести конференцию (участвуют выборные делегаты от каждого подразделения предприятия), сформулировать и предъявить работодателю конкретные требования, наконец, создать примирительную комиссию. Ну а после обсуждения вопроса в примирительной комиссии, как последний шаг, уже передавать документы в трудовой арбитражный суд. В случае с "лихачевцами" результат не замедлил себя ждать".

Еще один весьма типичный пример - история с московским бараночным комбинатом. Когда на предприятие пришли новые акционеры, первое, что сделали, - начали перепрофилировать предприятие. Естественно, не обошлось без формально проведенного сокращения штатов. Способ тоже весьма распространенный: работникам предложили работу не по специальности и после отказа пытались уволить. Что касается предложенных "отступных" - об этом речь шла. Но как-то вяло и неконкретно. Профком комбината подготовил документы и грамотно начал коллективный трудовой спор. Добивались простых вещей: если хотите высвобождать рабочих, то по закону, с занесением в трудовую книжку записи об увольнении по сокращению штатов и обязательной в этом случае выплатой компенсации совсем другого размера.

Нужен ли трудовой арбитраж в регионах? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратилась к участникам конференции, представлявшим разные стороны - и работодателей, и профлидеров, и независимых экспертов. И в ответ услышала единодушное "еще как!". Причем в большей степени инструмент для разрешения трудовых споров нужно создавать в дотационных и депрессивных регионах. Именно там, где высокий уровень социальной напряженности и у власти нет возможности произвести доплаты к пенсиям, помочь ветеранам и инвалидам, увеличить пособие детям. А вот в самодостаточных регионах, например таких, как Вологодская область, к трудовому арбитражу только присматриваются. Людмила Лапина, зампредседателя обкома профсоюза работников лесных отраслей, рассказала: "Проблем много. Например, работодатели включают в коллективный договор выплату заработной платы один раз в месяц, хотя статья 136 Трудового кодекса предусматривает выплату каждые полмесяца. Вот вам и трудовой спор. А недавно в связи с отменой Верховным судом постановления Совета Министров об оплате труда в ночное время урезали положенную "ночную" доплату. Рабочие в "ночную" трудятся, а работодатели не собираются увеличивать зарплату ни на сорок процентов, ни на двадцать. Значит, грядет новый трудовой спор.

У нас в области очень много работодателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. Они находятся далеко, и диалог с ними нам - работникам профсоюза, вести очень трудно. Но пока обходимся без трудового арбитража. У нас вот уже девять лет работает своя служба по урегулированию трудовых споров при правительстве области. Работаем сообща - и правительство, и профсоюзы, и работодатели".

Занятость Госуправление