Дизайнер при дворе
В театре "Новая опера" собрались дизайнеры по интерьерам, проектировщики, строители, архитекторы и очень известные россияне. Всех их в эту заснеженную ночь влекло желание узнать, чей дом стал победителем конкурса "Архитектурная премия-2003" ("АрхиП"), на который прислали свои работы 1140 претендентов из городов России, Киева и Риги. Победители и проигравшие вместе гуляли аж до утра в закрытом клубе "Министерство".
Частное строительство у нас переживает бум. Если пару лет назад богатые не рвались заказать себе интерьер у профессионалов, то теперь иметь "домашнего дизайнера" так же престижно, как спортивный автомобиль. А инженеры и архитекторы вдруг поняли, что своей профессией они действительно могут заработать. Причем рынок так огромен, что даже заезжие творцы из стран СНГ находят своего заказчика.
Все номинанты на премию "АрхиП" - профессионалы со стажем. Только раньше многие из них в основном упражнялись на бумаге, а теперь эта сотня мастеров формирует вкус элиты России. Другой вопрос, что в выставленных проектах чаще видишь следы компромисса между творцом и толстосумом, чем результаты содружества, которое дает художнику возможность наконец-то выразиться. Даже в номинации "Новаторство" побеждает не стремление двигаться вперед, а тяга человечества к комфорту. Архитектор понимает, что должен реализовать не всегда ясные желания хозяина дома. Спорить тут бесполезно - можно лишь убеждать или расставаться.
С милым рай и на Рублевке
...В таком доме и стены помогают - инкрустированные теплым итальянским мрамором или украшенные холстами известных живописцев. Может, домашний кинотеатр или пушистые медвежата под розовым палантином - не верх творчества, но именно такое жилье сегодня предпочитают россияне, готовые выложить за интерьер сотню-другую тысяч долларов.
Сегодня уже не так модно выставлять богатство напоказ. Новые русские поняли, что важнее выразить свою индивидуальность, пусть и приукрашенную с помощью специалистов. Наши богатые сограждане ностальгируют по упущенным Россией возможностям. Их дома и виллы, квартиры и офисы как бы иллюстрируют возможное развитие страны, не будь у нее 70-летней диеты, прописанной коммунистами. Это ностальгия по России богатой с уверенным в своем будущем средним классом и процветающей "элитой". Это воспоминания о неслучившемся, и, возможно, поэтому в проектах почти не видно традиций советского авангарда, прошумевшего по миру революционными преобразованиями в архитектуре. Мы видим лишь легкие, не тревожащие спокойный сон олигархов парафразы, где есть и восточная традиция (богатые любят нынче все китайское - спасибо за то Голливуду), и классический ампир (потаенное желание быть такими же сильными, как во времена императора Александра), и техно (восторги подросших фанатов "Звездных войн"), и арт-нуво (тоска по богеме, эмигрировавшей от большевиков). Психолог и социолог сказали бы, что общество требует возврата к точке бифуркации, когда у России еще была возможность пойти по иному, неленинскому пути.
Большинство выставленных работ имеют прописку на Рублево-Успенском шоссе. По ним можно изучать историю современной России. Тут и ювелирный магазин, похожий на шатер Шамаханской царицы, и строгие бункера, и озорные особнячки. Представляю, как старались дизайнеры убедить своих заказчиков забыть о лужковских башенках, как трудно формировался стиль Рублевки - тут ведь строят на века, чтоб и потомки могли хвалиться.
Определить лучших в конкурсе могли и те, кто по Рублевке даже не прогуливался: в Интернете устроили голосование. Здесь голоса подсматривающих за сладкой жизнью разделились. Лучшей квартирой признано творение на Крылатских холмах Юлии Нестеровой (розово-белые оттенки в обрамлении ценных темных пород древесины, наивные шторы, ласковые креслица, белый фарфор, веночки на стенах и медвежата на диванах). Понравилось "простому народу" и кафе "Ибица" в Одессе, которое придумали Арсен Челидзе, Юрий Беликов и Сергей Тепляков. Но самым ожидаемым был успех у публики дома на Рублево-Успенском шоссе: бело-голубой особняк с претензией на русскую классику, весь в балясинах и помпезных лестницах, с парадным крыльцом, таинственно-изысканной мансардой, многоступенчатой крышей. Этот гимн преуспевающему россиянину его авторы - Николай Голованов и Дмитрий Величкин - назвали "Дом господина Бо". По восторгам откликнувшихся на голосование сограждан становится понятно: народ жаждет, чтоб строили "богато" и "красиво". Чтоб было ясно: хозяин у дома серьезный.
Избушка Парфенова
Кроме сотни профессионалов, вошедших в жюри, главный приз определяет Общественный совет - люди известные. Тут и телеакадемик Владимир Познер, и политик Борис Немцов, и саксофонист Алексей Козлов, и ресторатор Аркадий Новиков. В список попал и швейцарский ювелир армянского происхождения, и замглавы Госкомспорта, и директор музеев Кремля со своим хранителем коллекции Фаберже, а также масса телеведущих, актеров и певцов. На отборе фаворита конкурса, проходившем в закрытом клубе "Птицы и рыбки", Максим Леонидов пояснял ситуацию с векторами в пространстве (вот вам и модный фэн-шуй), а Николай Фоменко загорелся идеей заказать одному из конкурсантов обустройство своего загородного жилья. Николаю пришлось по вкусу скромное обаяние буржуазии - дом, выполненный в стиле французской провинции двухвековой давности. Также наша богема определила и победителя студенческого конкурса "Дом для звезды" - лучшим признан проект избушки-телекамеры для Леонида Парфенова, созданной троицей студентов из Нижнего Новгорода. Вот вам и главный итог: молодые таланты из провинции, еще не получив диплома, выбиваются в люди. Глядишь, лет через пять и впрямь отгрохают чудо на Николиной горе...