21.11.2003 02:40
Экономика

"Роспечати" - 85

Роспечать: если и распространять прессу, то только масштабно
Текст:  Мария Мушкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3351)
Читать на сайте RG.RU

Впервые в России служба распространения изданий появилась одновременно с возникновением издательского дела, поскольку напечатанные газеты и журналы, естественно, нужно было продавать. Первоначально занимались этим сами издатели, причем если продукция была представлена в небольших тиражах, то развозили ее вообще самостоятельно на извозчике. С увеличением тиража издатель нанимал целый штат сотрудников. А когда издательство превращалось почти в книжно-журнально-газетную империю, тиражи становились значительными, да и наименования выпускаемой продукции исчислялись десятками, как, например, сытинская или суворинская, то создавались собственные экспедиции, сеть киосков, целый штат распространителей. После победы революции 1917 года большевики говорили, что не последнюю роль в этом сыграла газета "Искра", причем не только талантливые авторы, но и ее распространители, позволившие печатное издание донести до широких масс. В последующие годы руководство страны всячески старалось укрепить издательское дело и наладить обширную сеть киосков распространения. Появилась газета "Правда" и множество ее разноименных вариантов в провинции. Так, сводный библиографический каталог "Газеты первых лет Советской власти" составлял четыре тома. В ноябре 1917 года бывшие суворинские газетные киоски стали именоваться Контрагентством Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК). А в следующем году Пленум ВЦИК учредил Центральное агентство ВЦИК по снабжению и распределению произведений печати (Центропечать). Именно с этого момента нынешнее агентство "Роспечать" и ведет свою историю. Далее на протяжении семидесяти лет "Центропечать" много раз переименовывалась, расформировывалась на более мелкие организации, и в итоге, в 1994 году, на базе последнего оплота "Центропечати" - "Союзпечати" появилась "Роспечать". Задачи агентства остались в основном прежние: организация подписки, оптово-розничное распространение, экспедирование и магистральная доставка периодических печатных изданий. Сегодня ОАО Агентство "Роспечать" по-прежнему является одним из крупнейших распространителей печатной продукции в России. Годовой оборот компании составляет 4,5 миллиарда рублей. Она владеет широкой сетью розничного распространения периодики в целом ряде регионов, эксплуатирует один из крупнейших транспортно-экспедиторских узлов, контролирует более 50 процентов рынка подписки. С подписными каталогами "Роспечати", чей совокупный тираж превышает 1,3 миллиона экземпляров, работают почти все почтовые отделения России и стран ближнего зарубежья. А его основной универсальный подписной каталог "Газеты. Журналы. Книги. Учебные пособия" включает в себя более четырех тысяч наименований российских и иностранных печатных изданий. О планах на будущее и ежедневных буднях ОАО Агентство "Роспечать" корреспонденту "РГ" рассказала генеральный директор агентства Светлана Анатольевна Соколова.

- Как обстоят дела на рынке распространения печатной продукции сегодня?

- Прежде всего хочу отметить, что распространение печатной продукции - это одно из самых быстроразвивающихся направлений бизнеса в России. Сюда идут серьезные инвестиции. Рынок распространения печати в последние годы заметно расширяется. К сожалению, он недостаточно структурирован, здесь нет общепринятых правил, которым бы следовали все игроки. Безусловно, его упорядочение, создание равных условий всем без исключения компаниям даст ему не только стабильность, но и толчок к дальнейшему развитию.

Распространение печати состоит из трех основных направлений: подписка, оптовая торговля и розница. Наша компания традиционно занимается подпиской по всей стране. Наряду с этим мы сейчас очень активно работаем и в розничном секторе. Конечно, до своих прежних позиций, когда киоски агентства были от Владивостока до Калининграда, нам еще очень далеко, но надежды не теряем. За последний год мы сделали несколько приобретений в пяти крупных регионах. И наши ближайшие планы на этом не ограничиваются.

- То есть ваш бизнес сейчас находится в хорошем состоянии? А много ли у агентства крупных конкурентов?

- На рынке работает много достойных компаний с эффективным менеджментом. Здоровая, честная конкуренция способствует развитию бизнеса в целом, улучшению качества услуг. К сожалению, из-за большой раздробленности рынка на региональные компании у нас сейчас нет по-настоящему крупных соперников. В распространении прессы крупными считаются компании, у которых как минимум 500 точек розничной торговли. Таких в России немного. А небольшие "игроки" на этом рынке нам не конкуренты, поскольку у нас разные задачи и цели.

- А сколько всего торговых точек в России?

- Официальной статистики на этот счет нет. Общее количество киосков и лотков в России, по нашим данным, 30-40 тысяч. То есть получается, что на 1 миллион человек менее 300 точек. Этого явно недостаточно. В идеале необходимо 400-500 точек на миллион граждан, то есть рынок еще не насыщен, у него еще есть достаточный потенциал роста.

- Зачастую на газетных прилавках саму печатную продукцию можно с трудом разглядеть за изобилием выставленного сопутствующего товара, мало относящегося к печати: карандаши, одноразовые стаканы, жвачка и презервативы. Вы как-то собираетесь изменить это соотношение?

- На сегодня это одна из наших целей. Сейчас согласно действующему законодательству в киосках, торгующих периодикой, разрешено соотношение печатной продукции к сопутствующим товарам примерно 50 на 50. Мы стремимся это соотношение сделать хотя бы 65 процентов против 35. То есть газетные киоски должны прежде всего торговать "профильным" товаром - газетами и журналами. Хотя нельзя забывать, что сопутствующие товары зачастую побуждают интерес к основной номенклатуре. Здесь важен правильный выбор оптимального ассортимента. И наши маркетологи очень серьезно над этим работают.

- Агентство "Роспечать" - одно из немногих агентств, занимающееся подпиской. Сейчас по сравнению с концом 80-х годов число подписчиков уменьшилось в десятки, а то и в сотни раз. Гораздо проще выйти на улицу и купить нужное издание. Бытует мнение, что это не слишком и прибыльно, так ли это?

- Значительная часть нашего бизнеса связана именно с подпиской. Действительно, например, в Москве в конце 80-х годов процент подписки составлял 70 процентов, остальное - розница. Сейчас ситуация изменилась. В столице в распространении печати лидирующие позиции занимает розница. А основные подписчики у нас в регионах. Розничные сети там слабо развиты, печатную продукцию даже если и довозят, то в сильно усеченном варианте.

- А кто ваши основные подписчики?

- В первую очередь, как и прежде, - рядовые граждане. Среди них много пенсионеров - они ведь не всегда могут выйти из дома за свежей прессой, а почтальон доставит интересное издание прямо до квартиры. Примечательно, что в последние годы заметно возросла подписка на детские издания, причем как для самых маленьких, так и для старших школьников.

По-прежнему, хотя и в меньших объемах, подписываются библиотеки, учебные заведения. Зато растет корпоративная подписка. Крупные компании выписывают целый спектр изданий как аналитических ежедневных еженедельных, так и сугубо специальных, профессиональных, связанных с их бизнесом. А такие издания на 95 процентов распространяются исключительно по подписке.

- Давайте теперь поговорим о доставке. Она вызывает много нареканий у подписчиков.

- Доставка подписных изданий зависит не только от нас, но и от наших партнеров, в том числе от почты России. И мы, и почта прекрасно понимаем, что чем качественнее проводники, тем лучше и быстрее пресса попадет на стол потребителю. И вместе работаем над улучшением качества доставки.

- Главная проблема подписки - большая технологичность, ведь обработать полученные в ходе подписной кампании данные - довольно трудоемкое мероприятие. Для вас это бизнес, а выгодна ли подписка издателям?

- Для издателей она тоже очень выгодна. Подписка - это авансирование издания на полгода вперед. Она обеспечивает гарантированный доход и позволяет издателям планировать тиражи, корректировать расходы.

- А розницей "Роспечать" также широко занимается?

- Сейчас у нас 6 дочерних компаний в пяти регионах России: Новосибирске, Туле, Краснодаре, Ростове и Ставрополе. Менеджеры в этих компаниях работают профессионально, поэтому и дела идут хорошо. Придем ли мы в какой-то регион со своей розницей или нет, зависит в первую очередь от команды менеджеров, управляющей компанией в том или ином регионе. К сожалению, местные компании зачастую совсем слабые, их много, к тому же они ведут сейчас такие междоусобные войны, как князья на Древней Руси. А это значит, что им некогда развивать свой бизнес, улучшать качество предоставляемых услуг. Для крупной компании, вроде нашей, покупка подобных фирм попросту неэффективна.

- А за счет каких средств идет финансирование подобных сделок, ведь не секрет, что они требуют значительных средств?

- Наша компания является финансово прозрачной и открытой, поэтому нам не составляет труда привлекать заимствования. 11 ноября ФКЦБ зарегистрировала проспект эмиссии наших облигаций на общую сумму 450 миллионов рублей. Это впервые в истории российского рынка капиталов - чтобы компания, занимающаяся бизнесом в сфере услуг, привлекала с рынка такой объем средств. Эти средства мы планируем инвестировать в ряд стратегически важных проектов нашей компании, в том числе и в развитие наших розничных сетей.

Связь Роспечать