В последнее время в Соединенных Штатах все активнее дискутируется вопрос о целесообразности приватизации аэропортов и передачи их в частное управление. Проводились даже специальные исследования в этой области. Так, было подсчитано, что только от продажи 50 крупнейших американских аэропортов федеральный бюджет получит более 23 миллиардов долларов, а ежегодное поступление в госказну в виде налогов от частной деятельности новых владельцев инфраструктуры составит около 600 миллионов долларов.
Однако бюрократическая инерция и громоздкое законодательство существенно замедляют продвижение в этом направлении. Вместе с тем, как отмечают местные эксперты, даже в случае принятия решения о приватизации аэропортов дело вряд ли дойдет до продаж с молотка.
Скорее всего в частные руки будут переданы по контракту отдельные функции и службы аэропортов при сохранении общей государственной собственности. Что касается малых аэродромов, то они, как правило, являются частными. Таковых в США насчитывается 18 тысяч. Среди них и самый старый коммерческий аэропорт в мире Колледж Парк в штате Мэриленд, который знаменит тем, что с его взлетной полосы поднялся в небо первый самолет братьев Райт. В настоящее время все частные аэропорты страны проходят тщательную проверку и перерегистрацию со стороны федеральной комиссии по авиации на предмет пригодности и обеспечения безопасности полетов.
Толчком к подобному ужесточению послужил трагический инцидент, случившийся в январе 2002 года, когда 15-летний тинейджер самовольно взлетел с частного аэродрома и затем врезался в небоскреб города Тампы во Флориде. Негативный резонанс возник еще и оттого, что многие поначалу восприняли эту аварию за повторение событий 11 сентября.
Досье "РГ".
Схема администрирования международного аэропорта имени Дж.Кеннеди в Нью-Йорке считается моделью управления практически для всех остальных ведущих аэропортов США. Этот гигант находится в ведении государственной корпорации Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси.
Главным органом этой организации, созданной еще в 1921 году, является совет комиссаров. Все шесть членов этого совета выдвигаются губернаторами этих двух штатов и утверждаются на шестилетний срок местными законодательными органами. Работа в совете для них считается общественной деятельностью, за которую зарплата им не выплачивается. В свою очередь, комиссары назначают исполнительного директора, который отвечает за всю повседневную деятельность корпорации. Помимо аэропорта имени Кеннеди в ведение Портового управления входят два других местных аэропорта, а также тоннели, мосты, пригородное железнодорожное сообщение, морские терминалы и паромное сообщение. Корпорация является самофинансируемой организацией и получает доходы только от использования находящейся в ее управлении транспортной инфраструктуры. Такая схема администрирования взята в качестве модели управления практически для всех остальных ведущих аэропортов США.