24.11.2003 03:40
Экономика

Реконструкция Внуково

Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3352)
Читать на сайте RG.RU

"К нам летают короли и президенты разных государств. Известные политики, актеры, спортсмены, - говорил Юрий Лужков на "Деловом завтраке" в "РГ" буквально за пару дней перед уходом в избирательный отпуск. - Пройдя через унижения нашего Шереметьево, кое-кто из них прямо говорит: я больше к вам не прилечу. Мириться с таким положением вещей и дальше невозможно".

Вот почему, потерпев фиаско в борьбе за аэропорт Шереметьево, столичные власти быстро переключились на "Внучку". Долгожданную новость Лужков встретил с нескрываемой радостью: "Мы сделаем из этого аэропорта главные воздушные ворота страны", - заявил он.

Что же нужно для этого? Разным людям, имеющим отношение к отечественной авиации, задавала я этот вопрос. Большинство чиновников дипломатично уклонялись: документ только подписан, надо подумать ... Попав же на совещание, проходившее буквально через день, поняла: какое подумать! Все давно не только просчитано и нарисовано, но уже и делается!

Ленивые по новому аэропорту могут не ходить. Встаешь на бегущую дорожку и едешь прямо до самолета.

Например, два года назад столичные власти совместно с "Авиационно-нефтяной компанией" создали ОАО "Международный аэропорт Внуково", где городу принадлежит 25,1 и плюс одна акция. "Сейчас мы занимаемся выравниванием аэродрома, того самого, с которого летает и глава государства", - рассказывал мне гендиректор этой компании Виталий Ванцев. - Дело в том, что во Внуково дискомфортно себя чувствуют не только пассажиры, но и самолеты. Любой из них во время ночевки запросто может скатиться со стоянки, так как уклон перрона доходит до 8 градусов". "Но это же федеральная собственность, какой резон вам тратить на ее содержание свои деньги?" - удивилась я. "Без нормального аэродрома не получить принципиально нового аэропорта", - объяснил Ванцев.

Работы на летном поле впереди много. Нужно, например, удлинить на 500 метров одну из взлетно-посадочных полос, куда без страха будут садиться "Боинги-747", за штурвалом которых не только высококлассные летчики американского президента, но и любой пилот любой компании, у которой хватит денег на покупку такого самолета. А вот взлетных полос с подогревом нет и не предвидится. Международный опыт показал, что слишком дорогое это удовольствие - прогревать бетонные махины шириной 3,5 километра с помощью электричества или проложенных под покрытием труб с горячей водой (точь-в-точь как дома в ванной). "Тем более что нынешняя техника вполне позволяет вовремя избавляться от снега и гололеда", - убежден генеральный директор ОАО "Аэропорт Внуково" Валерий Баранов. По его словам, нелетная погода чаще всего следствие тумана или сильного бокового ветра, а не задержки с расчисткой полос.

Самое слабое звено, дискриминирующее Внуково в глазах людей - неудобства, которые терпят пассажиры заграничных рейсов. Избавляться от них город начнет уже в 2004 году - с вводом в строй нового международного терминала площадью 24 тысячи квадратных метров. Этот аэровокзал будет прирастать и дальше - по мере потребности, чтобы не вбухивать сразу громадные средства. Именно такой путь развития в последние 5 - 6 лет признан самым экономичным в мире. В итоге к 2007 году к сроку окончания реконструкции аэропорта международный аэровокзал, соответствующий современным стандартам, раскинется на 108 тысячах гектарах. Отправляясь из него к самолету, не нужно будет поднимать воротник, чтобы спрятаться от ледяного ветра, пока дойдешь до автобуса. Да и вообще ехать никуда не придется. Достаточно пройти в красивую стеклянную галерею, чтобы через теплый телетрап попасть в теплый салон лайнера. Самые же ленивые могут даже не ходить, а просто после выхода из аэровокзала встать на траволатор (бегущую дорожку) и она сама довезет вас.

Разработчики проекта реконструкции - специалисты института "Аэропроект" вместе с иностранными коллегами не посчитали людьми второго сорта и соотечественников. Терминал для них они расположили буквально через стенку от международного. "У нас никогда не будет такого позора, как в Шереметьево-2, где по радио можно услышать объявление пассажирам, прилетевшим из-за рубежа: "А граждан, следующих дальше, просим подойти к стоечке номер 2 и получить талончик на автобус для переезда в Шереметьево-1". Не более пары сотен метров будет отделять один терминал от другого", - рассказал корреспонденту "РГ" начальник отдела предпроектной подготовки Владимир Шорох.

Немало и других чудес в будущем ждут москвичей и во Внуково. Например, вы зарегистрировались у стойки, сканер при посадке считал ваш номер и убедился, что вы сели в самолет. А багаж растяпы -носильщики погрузить забыли. Самолет никогда не улетит, потому что сканер кому надо подскажет: а чемоданчика-то не хватает. И вообще, похоже, доживем до поры, когда о багаже можно будет не особо беспокоиться. Ведь сейчас как? Вышли пассажиры из самолета, и начинается тягомотина-ожидание, когда же барахлишко подвезут - минут 30-40 уходит... Между тем, авиаторы знают, что именно во время перегрузки проще всего выпотрошить сумочки. В новом Внуково обещают подавать багаж буквально в течение десяти минут, фактически не оставляя шансов воришкам.

Главное же преимущество этого самого маленького из московских аэропортов - его близость к городу. Всего одиннадцать километров от МКАД! Уместно вспомнить судьбу его американского ровесника - аэропорта Нешнл. Когда построили современный Даллос, расположенный от Вашингтона примерно на таком же расстоянии, как наше Домодедово, многие предрекали, что Нешнл вскоре растеряет своих пассажиров. Но сколько лет прошло, а народ по-прежнему обожает его за то, что оттуда рукой подать до города.

Москвичам же пока от такой близости толку нет. Все равно добраться до него без пересадки, как и до любого другого, можно лишь на такси. Максимально доступным и демократичным аэропорт станет в 2005 году. "Выходим из дома, - рассказывает Ванцев о том, как скоро мы поедем во Внуково. - Садимся на метро. На станции "Юго-Западной", не выходя на поверхность, перейдем на легкое метро - все за те же 7 рублей. Через 15 минут - во Внуково. Эскалатором наверх - и уже в здании аэровокзала". А что такое легкое метро? Это комфортабельная доставка к цели 25 тысяч человек в час!

Ну а для тех, кто не мыслит себя без автомобиля, праздник вдвойне: именно во Внуково, первом из российских аэропортов, уже построен крытый паркинг на 350 мест. Приехав из дома на своем авто, можно не тревожиться за его судьбу. Будет дожидаться хозяина в чистоте, тепле, да еще и под надежной охраной. Всего же паркингов будет возведено на 4 тысячи мест - больше, чем в главном аэропорту Франкфурта-на-Майне.

Любой новый московский проект всегда вызывает массу споров и предположений по поводу, в какую сумму он обойдется и кого в очередной раз оберет столица, чтобы реализовать свои нездоровые аппетиты. Поэтому скажу сразу: для Внуково деньги потребуются и впрямь сумасшедшие. Цифра, опубликованная в одной газете, претендующей на звание главной в деловом мире, 30 миллионов долларов, например, вызвала у моих собеседников смех: "Столько стоят одни телетрапы". Реконструкция аэрокомплекса обойдется в 450 миллионов долларов. Но сумма эта Москву не пугает. Инвесторы стоят в очередь.

Что должно стать главным итогом таких нехилых инвестиций? Менеджмент аэропорта ждет увеличения пассажиропотока. Конечно, не до тех советских 14 миллионов человек в год, как это было в 91-м, но рост вдвое - с нынешних трех миллионов до 6 миллионов к 2007 году, говорят, вполне реален. "Но полетят ли россияне - это будет зависеть от экономической ситуации в целом в стране", - считает Валерий Меницкий. И это в самом деле так. Будут деньги на билет - полетим. Куда же денемся? Нас, пассажиров, гораздо больше волнует другое: неужели наконец и мы заживем по-людски?

Авиатранспорт ЦФО Аэропорт Внуково