- Только за прошлый год ГТК специально для Калининградского филиала Северо-Западного таможенного управления издал столько документов, облегчающих порядок таможенного оформления и контроля товара, сколько не было принято за все время существования нашего управления, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" заместитель начальника службы организации таможенного контроля Калининградского управления Олег Брыкин. - А от того, насколько успешно пройдут здесь апробацию новые проекты, зависит их продвижение и по другим российским таможням. Мы со своей стороны должны жестко соблюдать все условия проводимых экспериментов.
Видимо, поэтому эксперимент по работе с "белым списком" движется неспешно. Напомним, что начался он в январе. Участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), желающим получить освобождение от таможенного досмотра, был предъявлен ряд требований. Например, не иметь задолженностей по уплате таможенных платежей, штрафов и перемещать свой товар через границу не реже пяти раз в месяц. По оценкам, попасть в этот список хотели бы около 800 предпринимателей и организаций. К концу же ноября в списке оказались всего 14 участников ВЭД. Как объясняют таможенники и предприниматели, небольшое количество "льготников" не свидетельствует о неудаче эксперимента. Среди попавших в список - именно те, кто оказывает существенное влияние на экономику региона.
- К тому же быть занесенным в "белый список" - недостаточно. Надо полностью отработать технологический процесс работы с таможней, - добавляет коммерческий директор Калининградского автосборочного предприятия Владимир Кривченко. - Льгот автоматических не бывает, поскольку у каждого предпринимателя своя специфика производства. Мы, например, попав в "белый список" и отработав всю технологию взаимодействия, на двое суток уменьшили цикл доставки импортных комплектующих. Соответственно, конвейерная сборка автомобилей стала более ритмичной. А в результате в этом году объем выпускаемой продукции у нас вырос вдвое. В следующем мы планируем его увеличить в 2,5 раза. Более того, ГТК специально для нашего предприятия выпустил ведомственный акт, разрешающий упрощенное декларирование ввозимых грузов. Теперь они на таможне вообще не задерживаются.
Правда, сейчас, накануне вступления Литвы в Евросоюз, на повестке дня не только либерализация таможенных процедур. По словам Брыкина, ГТК волнует проблема будущего транзита российских грузов через литовскую территорию.
- Мы хотим, чтобы контроль транзитных грузов был включен в общеевропейскую систему контроля над доставкой товаров, - объяснил он. - Предполагается, что оформление документов будет вестись на едином административном бланке, который принят в ЕС. А электронную информацию мы начнем вводить в общую базу Евросоюза. В принципе ЕС уже одобрил этот проект. Кроме того, с нового года Литва переходит на новую систему контроля грузов. Если мы согласуем наши действия, то может получиться довольно интересная система слежения за грузами, которая в результате облегчит и ускорит время их прохождения через границу. Водителям не придется заполнять таможенную декларацию у таможенных брокеров. Как с литовской, так и с нашей стороны инспектор будет только заглядывать в компьютер, чтобы узнать, имеется ли информация на это транспортное средство и целы ли на нем пломбы. Если все нормально, то до границы с Белоруссией у водителя не будет никаких таможенных хлопот.