В Сибирском федеральном округе считают, что это вполне реально, если удастся создать условия для целенаправленного саморазвития регионов. Об этом, в частности, говорилось на совместном заседании рабочей группы заместителя руководителя администрации Президента РФ Игоря Шувалова, советов Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС).
Экспертами полпредства и исполкома МАСС разработаны два сценария социально-экономического развития Сибири на период до 2010 года. Первый, инерционный, предполагает развитие на основе дальнейшего освоения сырьевой базы макрорегиона. Второй подразумевает инновационное развитие Сибири, в первую очередь за счет использования разработанных местными учеными 150 новейших высоких технологий и развертывания комплекса технико-внедренческих центров. Кроме того, Сибирь может стать связующим транспортным коридором между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В случае если у сибирской экономики не появятся принципиально новые импульсы развития, прирост ВВП в округе составит всего лишь 60 процентов (в том числе промышленной продукции - в 2,2 раза). Если же будут созданы новые факторы развития, то ВВП увеличится в 1,9 раза (в том числе промышленной продукции в 2,4 раза). В этом случае доля высокотехнологичных производств в ВВП должна увеличиться с 0,5 процента до 10-12 процентов. Соответственно выглядят и социальные показатели. В первом случае реальные денежные доходы населения увеличатся примерно в полтора раза, а во втором - в 2,1 раза. Это позволит приблизить уровень жизни сибиряков к среднероссийским показателям и приостановить отток русскоязычного населения.
Как считает первый заместитель полпреда Президента по Сибирскому федеральному округу Игорь Простяков, корни существенных расхождений между двумя вариантами развития Сибири кроются в уровне эффективности управленческой сферы. Сейчас, например, непомерно долго прорабатываются и согласовываются условия конкурсов по ряду стратегически важных месторождений, "пробуксовывает" вопрос с внедрением концессий, затягиваются решения по наведению порядка в лесопромышленном комплексе. В кардинальном пересмотре нуждается также региональная политика центра, считают сибиряки. Пока она по существу направлена на латание дыр в территориальных бюджетах, что приводит к воспроизводству во многом искусственной дотационности регионов (15 из 16 территорий округа дотационны) и усугублению дифференциации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития. По словам Игоря Простякова, в Сибири уже в ближайшие три-четыре года по меньшей мере пять регионов могут стать в финансовом отношении самодостаточными, а к концу десятилетия - весь федеральный округ. Но сначала для этого средствами региональной политики и центра должны быть сформированы инструменты саморазвития отстающих регионов.
Тем временем Сибирский федеральный округ уже стал пионером в разработке межрегиональных проектов, направленных на достижение поставленных Президентом задач. Инициаторами первого пилотного проекта выступили одна из крупнейших сибирских компаний нефтегазового комплекса и администрации трех областей - Новосибирской, Томской и Омской. Как сообщил Игорь Простяков, в основе проекта лежит углубленная переработка газового конденсата, добываемого на месторождениях Томской области с целью производства высоколиквидных продуктов (лакокрасочных материалов, полистирола, толуола, бензола и других) на нефтехимических предприятиях трех сибирских регионов. По словам Простякова, годовой объем продукции в стоимостном выражении составит 42 миллиарда рублей. Для округа это 6 процентов прироста промышленной продукции, а для трех регионов-участников программы вместе взятых - 28 процентов.
Примечательно, что при стоимости проекта 675 миллионов долларов государство, по сути, не вложит в него ни копейки - это будут полностью частные инвестиции. При этом вложения должны окупиться через пять -семь лет. Инициаторы программы полагают, что проблем с привлечением средств не возникнет ввиду высокой рентабельности проекта. В свою очередь администрации трех сибирских городов обязались подготовить инфраструктуру для будущего производства, определить конкретные промышленные объекты, где оно будет развернуто, проработать вопросы сбыта продукции.