В условиях продолжающегося уже 3 года кризиса на мировом рынке акций начали расти котировки государственных ценных бумаг США. Инвесторы стали переводить свои капиталы из акций в считающиеся наиболее устойчивыми на международном рынке 1-, 2-, 10- и 30-летние федеральные облигации США.
При этом все большие вложения в государственные ценные бумаги США осуществляют иностранные инвесторы. До начала 1997 года доля нерезидентов на этом рынке США не превышала 20 процентов. В том числе на рынке 30-летних федеральных облигаций, являющихся мировым резервным активом, не более 13 процентов. После начала мирового кризиса на рынке акций доля нерезидентов на рынке госбумаг США стала быстро расти. Уже в 2001 году она составила около 36, а к концу 2002 года их доля достигла 40 процентов.
С конца 2002 года начал действовать новый фактор усиленного внимания иностранных инвесторов к государственным ценным бумагам США. Страны Юго-Восточной Азии, и прежде всего Китай, Япония и Южная Корея, стали в огромных масштабах скупать федеральные долговые обязательства США. Таким образом, эти страны стремятся поддержать свою экономику. Конкретно это выглядит следующим образом. Страны Юго-Восточной Азии скупают доллары, занижая тем самым курсы своих валют по отношению к валюте США. Это стимулирует экспортеров. Далее приобретенные доллары вкладываются в государственные ценные бумаги США, являющиеся наиболее доходными финансовыми инструментами. Доходность федеральных, особенно 10- и 30-летних облигаций США, составляет от 3 до 5,5 процента годовых.
Масштабы вложений стран Юго-Восточной Азии в государственные ценные бумаги США постоянно растут. Во втором квартале 2003 года Китай, Япония и Южная Корея вложили в федеральные облигации США более 100 миллиардов долларов.
Для США подобные операции также, казалось бы, выгодны. Главным источником финансирования дефицита платежного баланса США был приток иностранных инвестиций. Однако за последнее время приток иностранного капитала в США сократился на 80 процентов. В этих условиях вложения инвестиций нерезидентов в федеральные облигации стали новым источником поступления иностранных капиталов из-за рубежа.
Однако в результате всех перечисленных факторов к осени 2003 года доля нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг США поднялась до 46 процентов. Это крайне тревожный фактор для всей мировой экономики. В 1994 году в Мексике в результате массового бегства капиталов нерезидентов из страны - они составляли примерно 40 процентов емкости рынка государственных ценных бумаг - начался кризис, причем не только на финансовом рынке, но и в реальном секторе. США вынуждены были в экстренном порядке предоставить своему соседу кредит в 30 миллиардов долларов.
В 1998 году произошел крах финансовых пирамид в России и в Южной Корее. Причем в России непосредственно перед дефолтом доля нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ составляла около 30 процентов, что в 1,5 раза ниже, чем в настоящее время в США.
Казалось бы, что для экономики США фактор чрезмерного присутствия нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг не столь уж и опасен. Однако дело в том, что все кризисы, где участвовали нерезиденты, развивались по единому сценарию. Стоит в стране произойти какому-либо негативному экономическому или политическому событию (для США это могут быть новые террористические акты, резкий взлет иен на нефть, покушение на президента, что не редкость в истории США), как все нерезиденты буквально в считанные дни продают государственные ценные бумаги. Их котировки резко падают.
При развитии событий по данному сценарию в США в течение одной-двух недель на рынок может быть выброшено государственных ценных бумаг на несколько триллионов долларов. США вынуждены будут либо проводить чрезвычайную эмиссию долларов для скупки государственных облигаций, либо объявить дефолт. В обоих случаях избежать кризиса на мировом валютном рынке не удастся.