Интересно, повторил бы сегодня слова де Голля лидер иностранной державы, если бы американского эмиссара отправили за рубеж, чтобы заявить, что страна Х обладает оружием массового поражения, которое угрожает интересам США? Это маловероятно. Нынешний внешнеполитический курс США изолировал Америку и подорвал доверие к ее политике. Это оказало негативный эффект на нашу способность решать проблемы Северной Кореи, Ирана, России и Ближнего Востока.
Поддержит ли нас какая-либо страна в случае, если неизбежная угроза потребует немедленных действий? 53 года назад, после того как при поддержке Советского Союза Северная Корея совершила нападение на Южную Корею, СССР бойкотировал принятие резолюции СБ ООН, в которой предлагалось дать коллективный отпор действиям Северной Кореи. Такая позиция оставила Советский Союз в одиночестве, превратив его в страну-изгоя.
Сегодня в положении страны-изгоя оказались Соединенные Штаты. В ходе трех минувших недель в Генассамблее ООН дважды ставилась на голосование резолюция по ситуации на Ближнем Востоке. В ходе первого голосования соотношение было таково: 133 страны "за", 4 страны "против", а во время второго голосования "за" высказались 144 страны. Против резолюции вновь проголосовали 4 страны. Это США, Израиль, Маршалловы острова и Микронезия. За резолюцию подали свои голоса Япония и все наши союзники по НАТО, включая Великобританию и так называемую "новую" Европу.
Потеря Соединенными Штатами доверия на международной арене и растущая изоляция США - это аспекты тревожного парадокса: американская мощь в мире достигла своего апогея, но при этом политическая роль США в мире упала до самой низкой отметки. Возможно, нас не любят за то, что мы богаты и могущественны. Однако, на мой взгляд, любой, кто так думает, упрощает ситуацию и ищет своекорыстного оправдания. После трагедии 11 сентября администрация США оказалась во власти параноидального представления о мире. Суть такого представления отражена в заявлении президента Буша от 20 сентября 2001 года: "Или вы - с нами, или - с террористами". Я полагаю, что должностные лица, одобрившие формулировку, не знают ее исторического происхождения. Это выражение использовалось Лениным для того, чтобы обвинить социал-демократов и оправдать репрессии против них...
Мы не можем строить взаимоотношения, основанные на диктате или угрозах в адрес тех, кто с нами не согласен. Иногда мы можем быть правы. Иногда могут быть правы они. Но есть независимое от нашей воли понятие общих ценностей, которые не должны быть подчинены тактическим требованиям. Мы должны стремиться расширять зону мира и процветания, чтобы строить стабильную международную систему, в которой наше лидерство может плодотворно претворяться в жизнь.
Мы должны также преобразовать всемирную зону конфликта в зону мира. Речь прежде всего идет о Ближнем Востоке. Мы должны более четко отождествлять позицию США с политикой, направленной на установление мира между Израилем и палестинцами. Палестинский терроризм нужно отвергнуть и осудить. Однако это не должно означать поддержку все более и более жестокой репрессивной политики Израиля, колониальных поселений и строительства новой стены. Вместо этого Америка должна помочь большинству израильтян и палестинцев, которые готовы жить в условиях прочного мира.
Мы также должны добиться успеха в Ираке. Нельзя допустить провала. Но мы должны задаться вопросом и о том, что является залогом успеха. Большее количество убийств, большее количество репрессий, более эффективные меры против мятежников? Нужно ли использовать современные технологии, чтобы сокрушить сопротивление? Или же успех будет обеспечен за счет усилий, направленных на то, чтобы, используя силу, приближаться к политическому решению?
Если в Ираке будет найдено политическое решение, нужно как можно скорее выполнить два условия: придать иностранному военному присутствию в Ираке международный характер и в кратчайшие сроки передать власть в стране верховной иракской власти. Что касается первого условия, то уже потеряно слишком много времени. По поводу второго вопроса, напротив, ничего не потеряно. Нужно обеспечить суверенитет страны за счет передачи власти легитимному правительству Ирака, страны, которая находится в поисках своей самобытности, страны, которая была унижена.
Если мы хотим лидировать, мы должны проводить политику, при которой нам будут доверять другие страны. Они должны верить, когда мы им о чем-то сообщаем. Вот почему генерал де Голль говорил, что он верит нам на слово. Вот почему другие тоже верили нам до войны в Ираке. Но они больше не верят нам.
(Прочитано в "Вашингтон пост").
Досье "РГ"
Збигнев Бжезинский - бывший советник по национальной безопасности президента США (1977-1981 гг.), бывший член Совета национальной безопасности США.