Зал судебного заседания N 1 давно не помнил такого количества потерпевших. Десятки людей приехали в Ростов из разных концов страны, чтобы поведать о своем горе. И стать свидетелями справедливого возмездия.
Мать старшего лейтенанта Сергея Герасимова приехала к нему в часть за несколько дней до его гибели. Его часть располагалась в Камышине Волгоградской области. Сергей служил в десантных войсках.
Земфира Питюнова прибыла из Северной Осетии. Она то и дело выходила из зала суда, чтобы никто не видел, как она рыдает. В этой трагедии пожилая женщина потеряла дочь, зятя и внука.
- Я каждый день хожу на кладбище, охраняю их могилы, - рассказывает она. - За что мне такое горе? Хочу одного: разорвать на части этого негодяя, сжечь его - так, как сгорели мои дети.
Желание расправиться с обвиняемым присуще всем потерпевшим. Но они держат себя в руках. Старожилы вспоминают, что десять лет назад в этом зале раздавались точно такие же проклятия в адрес человека, сидевшего в той же клетке. Звали его Чикатило.
На сей раз на скамье подсудимых опрятный молодой человек с аккуратной стрижкой и вальяжными манерами. 29-летний житель Грозного Докка Джантемиров обвиняется по шести статьям Уголовного кодекса. Согласно зачитанному обвинительному заключению с ноября 2000 года Джантемиров состоял в банде некоего Султана Мациева (позывной "Марат"). Банда входила в состав еще более крупного вооруженного формирования (джамаата), которым командовал Абу Якуб. В задачу боевиков входила организация и совершение террора в отношении военнослужащих федеральных войск и представителей местных органов власти.
По данным следствия, Джантемиров участвовал в нескольких бандитских нападениях, за что получал вознаграждение в долларах. Одно из таких заданий и состояло в том, чтобы сбить вертолет Ми-26. План операции разработал Мациев. Он же распределил роли всех пяти участников теракта.
Накануне боевики извлекли ПЗРК из тайника, оборудованного в поселке Мичурина в пригороде Грозного. Оттуда на машине "ВАЗ-2106" они перевезли ракетный комплекс в полуразрушенный двухэтажный дом на улице Тухачевского в шестом микрорайоне чеченской столицы. Двое боевиков осуществляли прикрытие. За рулем "шестерки" остался Сайдулаев, а Джантемиров и Аласханов с "Иглой" поднялись на второй этаж. Они натянули на головы маскирующие маски, надели перчатки и подготовили ПЗРК к пуску. Джантемиров, которого стрелять из ПЗРК учил Мациев, зарядил ракету.
В 16.54 в этом районе показался транспортный вертолет Ми-26 (бортовой номер 89). Аласханов велел всем участникам операции подготовиться и выстрелил. Ракета попала в правый двигатель вертолета, он загорелся, упал на землю и взорвался.
Из 154 находившихся на его борту военнослужащих Министерства обороны и ФАПСИ и гражданских лиц погибли 127 человек. Большинство из них сгорело. Джантемиров снимал все это на видеокамеру. Помимо участия в устойчивой вооруженной группе и терроризме, он обвиняется в посягательстве на жизнь военнослужащих, убийстве, умышленном уничтожении чужого имущества и незаконном хранении оружия. Отвечать за это ему придется одному. Остальные участники преступления находятся в розыске.