26.11.2003 00:55
Культура

Ревущие нулевые

"Солярис" - "Фанфан-Тюльпан" - "Долина папоротников"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3354)
Читать на сайте RG.RU

Толстый и тонкий

Фантастический роман Станислава Лема "Солярис" был миру известен главным образом благодаря фильму Андрея Тарковского (1972). Со своей вредной привычкой во всем искать философскую подоснову русский режиссер сделал картину скорее притчевую, чем фантастическую - в ней множество кадров-знаков, отсылающих ко всему опыту человечества, который в свою очередь был отражен в мировом искусстве. Отсюда богатство ассоциаций, которые возбуждает фильм в думающем зрителе, а зритель, интересовавшийся мифологией, находил в картине и цитаты из "Возвращения блудного сына" в рембрандтовской композиции, и прямые отзвуки Священного писания.

Не слишком обремененный спецэффектами, малобюджетный фильм Тарковского сегодня смотрится уже совершенной классикой. Получилось приблизительно так, как когда-то с сюжетом "Ромео и Джульетты": уже существовали несколько душещипательных историй про жертвующих собою влюбленных, когда темой заинтересовался Шекспир и ее обессмертил, заодно отодвинув в тень "первоисточники".

Недавно фильм Тарковского появился у нас на американском диске знаменитой серии "Критерион" в оцифрованном изображении и звуке, переведенном в систему Dolby.

И почти одновременно на российском VHS "Гемини-фильм" вышла одноименная картина Стивена Содерберга. Американский режиссер прочитал роман Лема и понял, что Тарковский все перепутал и что это книжка не о загадочной мятущейся душе, а о большой и чистой любви. Но он, к своему несчастью, хорошо помнит и картину Тарковского. Ее кадры въелись в сознание оскаровского лауреата так прочно, что он уже не смог уйти от навязчивых образов и, в меру сил и таланта, воспроизвел в Джордже Клуни Донатаса Баниониса, в Наташе Макэлоун - Наталью Бондарчук, а в интерьерах своей космической станции - контуры мосфильмовских декораций. Это произошло, полагаю, непроизвольно, но очень мешает смотреть его картину о большой и чистой голливудской любви - она кажется изданием вторым, адаптированным для подростков.

Теперь это простая, как детство, история о двух красивых, которые встретились в метро, приглянулись друг другу, целомудренно полежали немного в постели, размышляя о высоком, потом поссорились, и тут она отчего-то зарезалась. Или, возможно, повесилась. А потом его угораздило двинуть к мистическому Солярису, который умеет материализовывать воспоминания. Получилось сладко и мучительно. Чтобы публика не очень затруднялась, распознавая в фильме, где прошлое, а где настоящее, то все, что в космосе, помечено прохладным голубым цветом, а все, что на Земле, - теплым и оранжевым. Не перепутаете.

Есть, к примеру, два издания свифтовского "Гулливера": один томик для больших - о пороках человеческого сообщества, и другой для маленьких - о приключениях в стране лилипутов и умных лошадок. Один толстый, другой тонкий. Поэтому картина Тарковского идет почти три часа, а Содерберга всего 95 минут, и утомиться не успеешь. Загадка того, что бюджет первой, вечной картины - "мосфильмовский", а второй, временной - аж сорок миллионов, проста: у талантов свои расценки.

Оценки: 9 из 10 (Тарковский), 4 из 10 (Содерберг).

Любовники нулевых

В кругу французской мифологии есть легенда о сержанте Тюльпане, крестьянине по рождению, шутнике по нраву, любовнике по призванию, победителе по натуре. О нем слагались песни, писались оперы, танцевались балеты, маршировались войны и снимались фильмы. Один из них стал культовым, его снял Кристиан-Жак, героя играл главный любовник французского кино пятидесятых Жерар Филип, героиню - главная героиня кино итальянского Джина Лоллобриджида. В 2003-м сюжет пересказан в новом фильме Жерара Кравчика, который до той поры был известен лихими поездками на "Такси-2" и "Такси-3". Роль Фанфана доверена главному любовнику нулевых - "Распутнику" Венсану Пересу. Аделину играет Пенелопа Крус, тоже безупречная красавица, которая в результате отношений с практически однофамильцем Томом стала главной любовницей нулевых.

Чтобы понять суть сюжета, достаточно посмотреть одну из этих вещиц. Разница между ними главным образом в том, что одна черно-белая, а другая цветная, одна в звуке моно, а другая в звуке долби. А так все дословно. У Переса зубов, правда, намного больше, чем у Филипа, их где-то около сорока двух в каждой челюсти, отчего он беспрерывно полнозубо улыбается. Бюсты у двух Аделин примерно одинаковы. Лошади хорошие, пейзажи французские, трюки выполняются, наизусть знаемым шуткам первой версии в новой картине не хватает иронических интонаций Зиновия Гердта. Все, что позволили себе авторы, - это привнести в сюжет несколько модных мотивов нулевых: герои устраивают маленькие рекламные паузы про стиральные машины, Венсан Перес позирует в духе "Крадущегося тигра", а один из придворных, в духе времени, кладет на него глаз. Чувствуются также и режиссерские навыки нулевых: если прежде авторам надо было честно искать выход из безвыходной ситуации, то теперь достаточно включить компьютер - и враг бежит.

В принципе картина выглядит, как любовный акт импотентов - все идет четко по программе, а счастья нет.

DVD "Союз", оценка 5 из 10.

Когда Бирнамский лес пойдет на Дунсинан...

И уж совсем для детворы, но без ссылок на мировую литературу сделан полнометражный мультсериал Ричарда Туллока "Долина папоротников". Теперь на VHS "Гемини" вышла его вторая часть - "Волшебное спасение". Главное достоинство: художники фильма обладают своим стилем, и потому им удалось создать свой мир. Они работают вполне в манере диснеевских мультиков, но рисунок чуть более гротескный, а приключения героев происходят в чуть более современном антураже.

Долина папоротников - царство зверушек и насекомых, козявок-стрекозок, а также эльфов, которые похожи на бабочек и, возможно, даже являются ими. Так как именно эльфам доверено сексуально любить друг друга, они похожи также на голливудскую красотку с тонкой талией и голливудского Тарзана с мощным торсом. Всей этой благодати противостоят мрачные верзилы из человечьей породы, которые с собачьим лаем вторгаются в живой мир и наносят ущерб окружающей среде, пуляют в пташек и ловят зверушек для продажи. И пока зверушки томятся в неволе, долина папоротников поднимает бунт и идет вызволять сотоварищей, попавших в беду.

Авторы щадят детские нервы и в этом бунте не заходят слишком далеко, не пугают ребятишек апокалиптическими картинками человечьего мира. Эльфам-цвельфам человечий город даже нравится: там весело крутятся колеса обозрения и можно покататься на том, что в России зовут американскими горками, а в Америке - русскими. Все кончится, конечно, очень хорошо, все поженятся и будут петь веселые песни. Ни Дисней, но мило и симпатично. Оценка 5 из 10.

Источник DVD для обзора -

"Пурпурный легион на Новокузнецкой".

Кино и ТВ