При этом складывается устойчивое впечатление, что просто вырабатывается некий список мер с целью "отмазаться" от преследования властей - получить алиби и не более того.
Сами предприниматели настаивают, что их главная задача - создание рабочих мест, выплата налогов и достойная заработная плата своим сотрудникам. В целом позиция абсолютно правильная, и с этим согласен вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Евгений Гонтмахер.
Но, по его словам, такое счастье для бизнеса наступит, только когда Россия станет цивилизованной страной. А пока помимо "обязательной программы" надо исполнять и "произвольную", то есть не только исправно платить налоги, но и заниматься некоторыми проблемами "социалки".
Причем эту деятельность следует рассматривать не как перекладывание государственных проблем на плечи бизнеса, а в качестве повышения собственной репутации в стране и за ее пределами. Так крупные предприятия могли бы самостоятельно готовить профессиональные технические кадры, которых в стране нет.
На самом деле необходимо признать, что бизнес все-таки занимается благотворительностью. Но об этом среди недовольного "разворовавшими страну олигархами" населения мало кто знает. В недолжном информационном обеспечении благотворительной деятельности и заключается главная ошибка крупного бизнеса. "Пиаровские действия не поспевают за конкретными делами. Поэтому общество не знает о том, что компания занимается социальными программами", - отмечает генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин.
Существует и противоположное мнение. Помощник председателя Счетной палаты Александр Демидов уверен, что нынешняя благотворительность крупного бизнеса больше напоминает политический маневр, который можно сравнить со стоянием на паперти.
Вместо этого олигархи должны взять именно на себя выполнение конкретных социальных программ, просто отдавая больше средств в госбюджет. "Если бизнес не будет делиться сверхприбылью добровольно, то это может произойти не добровольно, - отмечает Демидов. - Бизнес сам должен выступить инициатором изменения налогового законодательства. Чтобы оговорить, как, при каких обстоятельствах и куда направлять средства".
По данным Счетной палаты, сумма дополнительных денежных отчислений крупного бизнеса могла бы составить 7 миллиардов долларов.
Сваливать все социальные проблемы на бизнес тоже нельзя. А власть пытается загнать олигархов в какое-то "гетто", стараясь выключить их из политической сферы. Такой позиции придерживается Евгений Гонтмахер. В то же время он отмечает, что политическое лоббирование считается нормальным в экономике, чьим субъектом является сам бизнес.
Да, сегодня крупный капитал может и, наверное, должен заниматься благотворительностью и поддерживать "социалку". Но один, без участия самого государства, он не решит всех проблем общества.
К тому же нельзя решать, например, вопрос бедности граждан за счет бизнеса - необходимы совместные усилия олигархического капитала и государственного бюджета. И главное, чтобы со временем власти не вошло в привычку брать с бизнеса больше для выполнения тех задач, которые лежат на плечах государства.