В любом публичном чихе кандидата при желании можно усмотреть предвыборный пиар. Скажем, напечатал поборник трезвого образа жизни в местной газете гневную статью против пьянства. Блюстители чистоты предвыборных технологий тут же усмотрят в публикации попытку повлиять на исход выборов, а заодно обвинят автора в стремлении перекрыть одну из бюджетных артерий страны. И смешного в этом ничего нет, ибо в Госдуму идет руководитель предприятия, производящего спиртное.
В ходе предвыборной кампании у кандидатов, а также у их активных сторонников, обостряется подозрительность, и они норовят нанести оппонентам превентивные удары. Даже в прямом смысле. Темной ночью в самом начале кампании руководителя избирательного штаба одного из кандидатов в Госдуму избили хулиганы. Как было дело - толком не известно. Но немедленно появляются листовки, в которых избирательный штаб обрушивается на "коррумпированных чиновников", заказавших избиение их товарища. Расчет верный: если ты ругаешь продажных чиновников, то свой кандидат, конечно, строг и неподкупен. Вот только пафоса в листовке оказалось многовато, что не лучшим образом сказалось на ее эффективности. Избиратель, конечно, доверчив, но все-таки не глуп. Хотя...
В прошлые выборы залетное объединение "Май" использовало подобную технологию более изобретательно. Во время прямого эфира на местном телеканале прямо в студию втащили "леди бомж" с выстриженной головой. Телеведущий, не моргнув глазом, сообщил, что такое сотворили с активисткой политические противники за распространение "майских" листовок. Корреспонденту "РГ" уже тогда было доподлинно известно, как появился на экране этот "жуткий номер" предвыборного спектакля. Однако избиратели прослезились... В этой кампании тоже, вполне возможно, сыграет свою роль "политический фингал".
Особенность нынешней предвыборной кампании в Тамбовской области состоит в том, что кандидаты занимаются в основном обличением конкурентов: бьют справа, бьют слева, бьют по центру... Они поняли, что объяснять избирателям предвыборные программы - занятие пустое и малоэффективное. Поэтому слово "грязь" стало ключевым почти во всех предвыборных выступлениях кандидатов.
Например, один бессменный депутат и кандидат от левых "не помнит дня, когда бы на них не выливались ушаты грязи". А "народные мстители" пошли партизанскими тропами: распространяют листовки от имени своего конкурента, где последний предстает в облике злобного монстра - истязателя бедных стариков, пожирателя младенцев и заодно бюджетных средств.
Вроде бы удачно начал свою кампанию кандидат, выступающий в облике этакого народного благодетеля. Но на каком-то этапе создатели образа явно переборщили с елеем - лили его теми же ушатами, поэтому избирателей стало слегка подташнивать, как от селедки с вареньем...
Интригу кампании придают одновременные выборы губернатора. Но на этом участке затишье - основное сражение пока идет на "невидимом фронте". Один из участников тайной войны, глава администрации города Кирсанова Юрий Батуров, уже выбросил белый флаг. На пресс-конференции он простодушно заявил, что на пост губернатора выдвигался только потому, что хотел придать выборам массовый характер - боялся, что действующий губернатор останется в одиночестве и голосование не состоится. Но желающих занять губернаторское кресло оказалось достаточно. И хотя сражаются они с главным претендентом по "госдумовским" технологиям - тазик грязи на соперника, а сам в белом фраке, - трудно сразу определить, кто друг, кто враг, а кто "двойной агент". Бойцы "невидимого фронта" опознавательных знаков не носят.
Для определения количества компромата впору ввести в обиход единицу объема - "ушат". А заодно и предельно допустимую норму этих самых "ушатов". Причем чистым не останется ни один из соискателей, даже кандидат со странным именем "Против всех". Один из претендентов на место в Госдуме призвал избирателей портить бюллетени: голосовать одновременно за кандидата "Против всех" и за него лично. Так что после 7 декабря помывка в бане потребуется многим.