"Попытки правительства Москвы зарегулировать организацию работы мелкорозничной сети могут привести к ликвидации 100 тысяч рабочих мест". Это строка из доклада, представленного на прошлой неделе Владимиру Путину Главным контрольным управлением Президента. О московских властях, излишне усердствующих в "наведении порядка", сказано для примера, в ряду аналогичных фактов. Главе государства доложено о неисполнении региональными органами власти законодательства об ограничении административного вмешательства в малый бизнес. Главная мысль доклада созвучна теме, неоднократно затронутой в президентских Посланиях Федеральному Собранию: дебюрократизация экономики.
Именно в эти же дни Минэкономразвития презентовало подготовленный им законопроект "Об особенностях принятия решений в области государственного регулировании предпринимательской деятельности". Его цель - пресечь административное вмешательство в сферу бизнеса. Причем пресечь на ранней стадии, когда где-то лишь собираются что-то "упорядочить", "привести в систему", "поставить под контроль".
Авторы законопроекта предлагают подвергать предварительной экспертизе разрабатываемые нормативные акты - от ведомственных циркуляров до постановлений Правительства и президентских указов. Проверку на полезность станут проходить и проекты решений региональных и муниципальных органов власти. Предлагается создать специальное ведомство - Федеральную экономическую службу (ФЭС), наделенную полномочиями фильтровать подобные инициативы, от кого бы они ни исходили. ФЭС будет одобрять только то вмешательство в дела бизнеса, цель которого "не может быть достигнута на основе свободной предпринимательской деятельности". А также в том случае, если регулирующие меры направлены "на решение социально значимых задач, обеспечение безопасности граждан и государства, предотвращение значительного ущерба для неограниченного круга лиц".
Но и это не все. После того как законопроект будет одобрен Федеральной экономической службой, его отправят в Экспертно-консультационный совет (ЭКС). Туда войдут представители Президента, Госдумы, Совета Федерации, Правительства, федеральных ведомств, объединений предпринимателей, общественных и научных организаций. Причем чиновники в этом совете будут составлять меньшинство. Окончательное решение Федеральная экономическая служба будет выносить по рекомендации ЭКСа.
"Какая морока! - восклицали некоторые участники обсуждения, проходившего в Центре стратегических разработок. - Вы хотите, чтобы срок прохождения документов, подозреваемых во вредительстве бизнесу, увеличился в 3-5 раз?" Да, именно этого и добиваются авторы законопроекта, ссылаясь на опыт Мексики и Австралии - там подобное практикуется уже не первый год.
Если рождение актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, станет мучительным и долгим, у чиновников поубавится охоты изобретать новые ухищрения для накидывания на бизнес административной узды. Звучит парадоксально, но дебюрократизации экономики, пожалуй, можно добиваться еще и таким способом - максимально бюрократизируя и усложняя процедуру принятия регулирующих мер. Ну а кроме того, предложенный законопроект лишает чиновников "статусной" ренты, ликвидирует саму основу коррупции. По данным фонда "Индем", отечественные столоначальники ежегодно собирают взяток с легального бизнеса на 38 миллиардов долларов. Что совершенно неудивительно. До тех пор пока государство вмешивается в сферу предпринимательства, коррупция будет воспроизводиться в автоматическом режиме. О чем два года назад сказал и Президент, считающий, что коррупция - "не результат отсутствия репрессий, а прямое следствие ограничения экономических свобод".
Законопроект предусматривает и обращение бизнесменов в Федеральную экономическую службу. Попросту говоря, любой предприниматель может пожаловаться в ФЭС на контролирующую инстанцию, и та обязана доказать целесообразность налагаемых ею запретов или ограничений. Пока это не будет сделано, ФЭС вправе приостановить действие того или иного нормативного акта. "Надо поддержать эту идею, - сказал на обсуждении законопроекта представитель РСПП Александр Шохин. - ФЭС будет создана по образу и подобию уполномоченного по правам человека. Это омбудсмен для бизнеса".
Однако могущество проектируемой службы не может не вызвать вопросов. Один из участников обсуждения прямо спросил: "Не собирается ли ФЭС подменять собой Конституционный суд, Прокуратуру, Минюст?" - "Нет, - отвечают авторы, - мы не собираемся конкурировать с судебной системой. ФЭС будет осмысливать законодательство, станет защитой от спонтанного изменения законов - такие ситуации, как переигрывание "автогражданки", станут в принципе невозможны".
Законопроект подвергается критике еще и за то, что предусматривает создание ФЭС. Еще один специальный орган? Мало их, что ли? Бизнесмены подозревают, что "из благих побуждений создается ведомство, которое будет "строить" и бизнес, и само государство". Но, по мнению авторов, вовсе не важно, как будет называться новая структура. Важно, чтобы она имела достаточные полномочия "для проведения независимой экспертизы законов".
Дискуссией в Центре стратегических разработок дело, конечно, не ограничится. Фундаментальные положения этого законопроекта будут вызывать ожесточенные споры, поскольку затрагивают чувствительные интересы в административной системе. Но принять закон о "презумпции нецелесообразности" государственного регулирования предпринимательской деятельности нам действительно не мешало бы. Государство должно доказать целесообразность и эффективность своего вмешательства в бизнес. А не докажет - пусть тогда никому не мешает честно зарабатывать, не навязывает стандартов, не душит инструкциями.