Когда он пришел платить за электроэнергию, кассир поинтересовалась, будет ли оплачиваться вся сумма или же только часть. Корреспондент уплатил ровно столько, сколько было положено, и благополучно забыл о данной проблеме... А через полмесяца в его квартире отключили электроэнергию! Причем сделали это в пятницу вечером.
Представьте его состояние в течение двух выходных - обращаться-то некуда!..
Только в понедельник удалось дозвониться до оператора "Энергосбыта" и объяснить, что произошла ошибка. Девушка посоветовала... самому включить рубильник. Только вечером, наконец, в его квартире появился свет - на четвертый день после отключения.
Возникают вполне резонные вопросы.
Во-первых, по какому праву все это сотворили?
Во-вторых, почему в отсутствие хозяев включить рубильник нельзя, а отключить - можно?
В-третьих, в чем вообще смысл такого отключения, если, как выясняется, любой человек может сам подключиться снова (если, конечно, знает, как это делается)?
В-четвертых, почему в таких случаях от энергетиков не поступает хотя бы извинений? Одни только счета...
О причинении морального и материального вреда (продукты в холодильнике и морозильнике, естественно, пропали) упоминать даже и не стоит - и так все ясно.
Заместитель директора ОП "Энергосбыт" Александр Клементьев сказал, что в любой организации, тем более с таким количеством абонентов, могут возникать организационные проблемы. Он допустил, что одному человеку из тысячи могли выставить неверный счет.
И добавил: в подавляющем большинстве случаев мы оказываемся правыми. Убедительным доказательством является то, что на сегодняшний день нет ни одного обращения в суд. По данным ОАО "Сахалинэнерго" население области должно более 250 миллионов рублей.
- Перед тем, как отключить абонента, вы обязаны его предупредить?
- Море предупреждений! Счета, которые приходят каждому абоненту, - это самое главное предупреждение.
Другой вопрос - относительно взаимоотношений энергетиков с населением: законно ли вообще отключение абонента по воле самих энергетиков?
На этот вопрос ответил начальник юридическо-договорной службы ОП "Энергосбыт" Игорь Преснов:
- Я считаю, что мы действуем в рамках закона. Хотя статья 546 Гражданского кодекса не содержит прямой нормы, позволяющей прекращать неоплачиваемое электроснабжение, но такие ссылки имеются, по аналогии закона, в другой статье, где сказано, что сторона может отказаться от договора в случае его ненадлежащего исполнения другой стороной - в том числе при несвоевременной оплате за электроэнергию.
А вот как это прокомментировала начальник отдела по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей Светлана Путрова:
- На сегодняшний день отношения между энергетиками и потребителями регулируются законом "О защите прав потребителей" и ГК. Согласно этим документам энергоснабжающая организация - "Энергосбыт" - предоставляет услуги каждому потребителю по письменному договору (договор считается заключенным автоматически, когда жильцу выдают книжку или счет на оплату). Первое, что должны знать граждане: практически все перечисленные нормативные акты не предусматривают одностороннего отключения абонента от электроэнергии. Поэтому самовольные действия энергетиков незаконны.
- Имеют ли энергетики право требовать деньги за повторное подключение?
- Согласно ГК энергетики не имеют права взимать неустойку или пеню за повторное подключение.
- В каких же случаях энергетики могут отключить свет в квартире?
- Только в случае аварийных или непредвиденных ситуаций и с одним обязательным условием: энергетики должны предупредить квартиросъемщика об отключении в письменном виде, причем исключительно под расписку. Даже в тех случаях, когда потребитель сам создал аварийную ситуацию.
Сотрудники энергоснабжающей организации обязаны вручить квартиросъемщику уведомление, где должна быть указана причина и срок отключения. Хотя в законодательстве точный срок не оговорен, поэтому, учитывая, что на Сахалине электроэнергия - единственный источник жизнеобеспечения, я думаю, разумный срок отключения - семь суток.
- Как по закону энергетики должны поступать с неплательщиками?
- Энергоснабжающая организация имеет право в письменной форме и обязательно под расписку уведомить гражданина о его задолженности и сроке погашения. А в случае неуплаты подать в суд.
- А у гражданина есть право подать в суд на самовольные действия энергетиков?
- Конечно! Еще два года назад подобные дела в суде практически не рассматривали: люди знали, что суд - процесс долгий, поэтому не хотели тратить время и нервы, а также нести материальные затраты, хотя по закону "О защите прав потребителей" в этом случае граждане освобождаются от уплаты госпошлины.
Однако сейчас люди стали активнее, так как поняли, что самый эффективный способ защиты своих прав - обращение в суд.
Жительница нашего города Н. посчитала незаконным прекращение подачи электроэнергии в ее квартиру с 23 по 27 июня. Ведь 28 июня контролер госнадзора составил акт о том, что на момент отключения у Н. не только не было задолженности, но и зафиксирована переплата за электроэнергию в сумме 768 рублей 80 копеек.
Предупреждение о якобы образовавшейся задолженности лично Н. не вручили, так как в этот период она жила с маленьким ребенком за городом.
Из-за отключений у Н. разморозился холодильник и морозильная камера, из-за чего испортились продукты, а самой Н. пришлось "несколько дней в условиях нестерпимого неприятного запаха испорченных продуктов убирать всю квартиру".
В судебном заседании представители ОАО "Сахалинэнерго" согласились, что нарушили права потребителя, и признали иск в части причинения материального ущерба; однако объяснили, что размер компенсации морального вреда считают завышенным.
Суд счел иск правомерным и подлежащим удовлетворению. Он взыскал в пользу Н. с ОАО "Сахалинэнерго" 12000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей - всего 15000 рублей".
В заключение хотела бы дать совет. Если вы не хотите бороться за свои права в одиночку, можете сделать это коллективно. Судебная практика по Дальневосточному региону показывает, что вопрос об отключения электроэнергии может быть решен на основании многочисленных заявлений граждан.
Как это сделать? Нужно написать заявление об отключениях электроэнергии от имени жильцов вашего дома, собрать подписи и принести этот документ нам.