28.11.2003 03:00
Власть

Новая книга Гайдара

Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3356)
Читать на сайте RG.RU

Вчера глава Института экономики переходного периода Егор Гайдар презентовал второй том работы "Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1998-2002". Ему посильно помогали в этом Евгений Ясин и Анатолий Чубайс, изо всех сил старавшиеся попутно деликатно пиарить свою партию.

 

Как и полагается, труд Гайдара строго научен, а тома книги - просто неподъемны. Впрочем, любые заявления "гуру" либеральных реформ в экономике всегда имеют политический подтекст, и вчерашняя пресс-конференция не стала исключением. Либеральная часть политической элиты по существу продемонстрировала готовность поучаствовать уже в президентской предвыборной кампании, причем сыграть за Владимира Путина. А прогноз ситуации, представленный в этой книге, как бы невзначай легко может обернуться пакетом реформ, заявленных на второй президентский срок. По словам самого Гайдара, "окно" для них будет открыто всего несколько месяцев весной 2004 года, то есть после выборов главы государства, и в ходе подготовки к инаугурации, утверждению нового кабинета министров и сочинения очередного Послания Федеральному Собранию.

Нынешние "Очерки" - это продолжение первой части книги, описывавшей российскую экономику 1991-1997 гг., где, как честно признался Гайдар, сладко прижмурившись, "был неплохо предсказан кризис 1998 года". Автор уверен, что теперь "переходный период закончен" и сейчас Россия стоит перед "адаптацией к постиндустриальному обществу, причем эта стадия - набор тяжелейших проблем". По мнению Гайдара, "Правительство пыталось создать базу для перехода от восстановительного роста к резкому росту инвестиций, и в течение 2003 года эти меры начали работать". Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин был менее оптимистичен в своих оценках: российская экономика "рыночная, но неэффективная", а также "незрелая из-за политических институтов", поскольку "политическая стабилизация достигалась за счет ограничения прав и свобод".

После такого заявления можно было обсуждать только отношения бизнеса и власти. Анатолий Чубайс вспомнил, как в "2001-2002 годах тема пересмотра итогов приватизации ушла из общественного сознания и именно власть к ней вернулась". Ясин же, комментируя дело "ЮКОСа", не сбивался с роли пессимиста - уменьшается "радиус доверия" к власти. Послушав коллег, Гайдар поделился своим депутатским опытом: "в этой Думе у нефтяников и "ЮКОСа" было очень сильное лобби", и иногда оно было даже полезным, когда боролись за плоскую шкалу подоходного налога, но вообще он против борьбы такими "домашними методами" с "отраслевым лоббированием".

Что касается социальной ответственности бизнеса перед российским обществом, концепции, которую в последнее время активно осваивает РСПП, то здесь прагматик Чубайс и ученый Ясин как будто поменялись местами. "Это со страху", - был категоричен Ясин, пока Чубайс мучился социологическими проблемами: "Социальная ответственность бизнеса, по сути, правильна, но она так упрощенно понимается, ведь это базовая проблема - общество не включено в диалог бизнеса и власти".

Поскольку ситуация в экономике все же поменялась, Егор Гайдар сообщил, что его коллеги даже подумывают о смене названия института. Чубайс также поспешил продемонстрировать свой оптимизм, заметив: "Налоговая, пенсионная, земельная реформы - это фундаментальные преобразования, и хотя дело "ЮКОСа" повредило, нельзя делать выводы, что все рухнуло".

Внутренняя политика