Можно только догадываться, сколько по всей стране было развалено уголовных дел, искалечено судеб, а то и жизней, сколько преступников осталось на свободе только потому, что безопасность свидетеля оставалась личной проблемой самого свидетеля. Теперь же появилась надежда, что свидетель станет особо важной персоной.
Очевидцев - уничтожить
Свидетелей доставили в суд в масках и балахонах. Никто не видел их лиц, кроме судьи. Никто не слышал их голоса. Специальная аппаратура позволяла менять речь настолько, что узнать человека по разговору было невозможно. Так, недавно впервые в нашей стране были экспериментально опробованы в подлинном судебном процессе некоторые меры безопасности из разработанной программы защиты свидетелей. Случилось это в Татарстане, когда судили лидеров преступной группировки "Хади-Такташ". Итогом стал приговор по обвинению в организации преступного сообщества. Двое лидеров получили "пожизненно". Еще одиннадцать человек в сумме были приговорены к 180 годам лишения свободы. Такой процесс состоялся лишь потому, что правоохранительные органы взяли под опеку свидетелей.
Очевидцев привозили в суд не просто под охраной, но в масках и балахонистых пальто, скрывавших фигуру. Свидетелей размещали в соседней комнате, где были установлены видеокамера и микрофоны, изменяющие голос. Судья входил в эту комнату, удостоверял личность и возвращался в зал заседания. Кое-кто из свидетелей был готов говорить и без маски, но не там же, где за решеткой сидели 13 плечистых парней, один вид которых действовал устрашающе. Для дачи показаний устраивали своеобразный телемост. И все же риск оставался. Несмотря на беспрецедентные меры безопасности, всех свидетелей уберечь не удалось. И в ходе следствия и во время процесса при невыясненных обстоятельствах погибли несколько человек, дававших показания.
По законопроекту, который рассматривает Госдума, подобное развитие событий уже окажется менее вероятным.
Инкогнито пожизненно
Меры, которые предусматривает законопроект, назовет каждый, кто смотрел голливудские фильмы, в которых герои Шварценеггера и Траволты грудью защищали важных свидетелей против мафии. Впервые в российский закон предлагается внести положение, позволяющее скрывать очевидцев преступления от мести бандитов. Свидетелям помогут менять место жительства, выдадут новые документы на другую фамилию. А если потребуется, государство оплатит расходы даже на пластическую операцию, меняющую внешность человека до неузнаваемости. В общем, наших свидетелей будут защищать не хуже, чем в США.
Важная деталь законопроекта - под опеку нового закона попадут военнослужащие и заключенные. Проблема их охраны более чем серьезная. На воле от мести мафии все же можно убежать. А из камеры следственного изолятора куда денешься? Бандитские руки имеют возможность дотянуться и туда. Вот за тем, чтобы они не дотянулись, и должен следить Минюст, в чьем ведении находится Главное управление исполнения наказаний. Кроме вполне логичных мер для ценных свидетелей-заключенных - вроде перевода в другие колонии, содержания в одиночных камерах - есть и такая, как изменение меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом. Возможно, в исключительных случаях такому свидетелю даже изменят внешность или заменят документы, но при этом срок все равно придется отбывать до конца. Подобная система защиты будет применяться и к военным, которые тоже живут в замкнутом пространстве воинской части или военного городка.
К сожалению, полной гарантии безопасности не может дать никакая система. Поэтому в законопроекте предусмотрено,что если все же не удастся уберечь свидетеля или пострадавшего, то его родные и близкие получат компенсацию в сорок пять тысяч рублей. Кроме того, им может быть назначена пенсия.
Кого хоронить заживо
Некоторые аспекты проблемы до сих пор вызывают споры. Например, в законопроекте не предусмотрена такая мера, как объявление человека умершим, хотя в этом есть своя логика. Если человека переводят на новое место жительства, давая ему и новое имя, было бы логично объявить "исчезающего" человека умершим, говорят эксперты МВД России.
Другой спорный момент: кого, собственно говоря, надо охранять? По букве закона свидетелем становится человек, подписавший первый протокол в рамках возбужденного уголовного дела. Но как быть с теми, кто просто помогает сыщикам установить истину? Это и лица, оказывающие негласное содействие оперативным сотрудникам, и очевидцы преступления, еще не успевшие стать таковыми в процессуальном смысле. Некоторые депутаты предлагают включить людей, содействующих уголовному судопроизводству, в заветный список.
- Дополнительного финансирования для защиты этих лиц не потребуется, - сказал депутат Александр Куликов. - Ведь защищать будут тех, кто в перспективе станет ценным свидетелем на процессе. Просто сдвинутся временные рамки предоставления защиты. Мы хотим взять под охрану человека еще до возбужденного уголовного дела, пусть на неделю раньше, но, может, именно эта неделя и спасет ему жизнь и здоровье.
У законопроекта, который будет рассматриваться уже во втором чтении, длинная предыстория. Закон о защите свидетелей уже принимался Госдумой, и не раз. Но его неизменно отклонял Президент. Можно предположить, что нынешнему законопроекту уготована более счастливая судьба. Ведь он внесен самим Президентом РФ. Предлагаемый документ дополнит новый Уголовно-процессуальный кодекс, в который уже включены некоторые нормы по безопасности людей, дающих показания. Например, УПК дает право сохранять в тайне подлинные данные о личности потерпевшего или свидетеля. Можно в суде сделать так, чтобы никто из участников процесса (кроме судьи, естественно) не видел свидетеля в глаза.
В случае принятия закон начнет действовать через шесть месяцев после его подписания Президентом. Но ряд дорогостоящих статей, предусматривающих, например, изменение внешности, вступит в силу лишь в 2005 году. Причина в том, что на будущий год деньги на их исполнение в бюджете не предусмотрены.
Одним из разработчиков закона было МВД России.
- Министерство ведет эту работу уже десять лет, - сказала "РГ" первый заместитель начальника Главного правового управления МВД России генерал-майор милиции Татьяна Москалькова. - Радует, что сейчас за решение этой проблемы взялись на самом высоком уровне.
МВД, безусловно, отводится и главная роль в исполнении закона. Но кроме него охранять "своих" свидетелей будут ФСБ, Госнаркоконтроль России, Государственный таможенный комитет и Министерство юстиции. Если дело будет расследовать Генпрокуратура, она сможет назначить любое из этих ведомств. Или выбрать иное силовое ведомство.
Сами правоохранительные органы, кстати, головой отвечают за безопасность свидетелей. Скажем, если прокурор недооценил опасность и не назначил охрану - ответит по всей строгости закона.