29.11.2003 04:20
Общество

Загадочная русская душа

Что любим? Чем гордимся? Что помним? Во что верим? Чем отличаемся от других народов?
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3357)
Читать на сайте RG.RU
Широка душа моя родная

Что такое русский национальный характер? Наши современники чувствуют его, похоже, так же, как чувствовали и сто, и двести лет назад. Широта души, терпимость, пьянство, лень, сострадание, самопожертвование - вот, судя по ответам, главные составляющие русского характера. Но не единственные. Многие респонденты сказали, что русским свойственны доброта, гостеприимство, оптимизм, простота (раскованность), приветливость, находчивость, живучесть, халявность, русский "авось", уживчивость, безответственность, смелость, щедрость, любовь к Родине. В дискуссиях добавляли и такие характеристики: "Мы часто ругаемся, но и часто миримся"; "Русские всегда чего-то ждут, пока все само собой сделается"; "На сегодняшний день воровство - это национальная черта". Все, как во времена Карамзина. Таков русский человек - един во многих лицах, прямая противоположность самому себе.

Причины, истоки русского менталитета, молодое поколение (до 34 лет) видит в том, что русские всегда имели сильного правителя, что Россия - фильтр между Европой и Азией и что она изначально была несвободной страной. С другой стороны, на нашем характере сказались большие просторы и природные богатства. Старшие тоже согласны: "Огромная территория, избыток природных богатств привели к широте души". Но они видят и другие корни нашего менталитета: постоянная борьба, угнетение, климатические условия ("на севере люди добрее, чем на юге"), смешение народов.

Конечно, в своих коренных качествах национальный характер мало меняется с течением времени, но каждая историческая эпоха вносит в него свои поправки. Каким будет "новый человек" новой России? Молодые хотят видеть его целеустремленным, уверенным в себе, образованным, умным, деловым, с идеями и желанием работать, который будет "держать цель", будет спортивным и энергичным. Однако молодежь считает, что старшее поколение уже не научится работать по-новому.

У каждого - свои идеалы. Молодые в качестве примера человека будущего называют Немцова, Жириновского, Путина, Хакамаду, принцессу Диану, Касьянова. Что ж, у каждого свой идеал. Зрелые предпочитают Путина, Гайдара, Юрия Щекочихина.

Впрочем, оптимистичный взгляд на человека будущего не у всех. Есть довольно распространенное мнение, причем в разных возрастных категориях, что грядет "злое, черствое поколение". Кто-то считает, что "люди не изменятся", кто-то - наоборот, что "мы уже другие".

Многие из нас на досуге задумываются: кто из народов мира ближе всего русским по духу? Оказывается, таких очень много. Разве что африканцы не попали в число близких. Больше всего "очков" набрали поляки, затем идут сербы и белорусы, что вполне объяснимо. Причем к полякам чаще чувствуют близость молодые люди в возрасте 18-24 лет, к сербам и белорусам - более старшее поколение. Армяне, украинцы и немцы набрали одинаковое количество голосов. Но вот что особенно интересно: родственных душ в немцах видят больше люди старшего возраста. И это несмотря на то, что они воспитаны на фильмах и книгах о войне.

Брежнев - хорошо, а Путин - лучше

Решили выяснить, кто из правителей России до и после 1917 года пользуется сегодня у народа наибольшей популярностью.

Из "доисторических" первое место занял Петр I (45 процентов голосов) - олицетворение реформ и сильной государственной власти. Дальше - Екатерина Великая, которая ассоциируется с просвещением и блестящей светкостью. Логично, что ее выбрали в основном женщины. А Ивана Грозного, символа сильной и суровой власти, предпочли мужчины, и занял он третье место. На четвертом по популярности - Николай II - крепкие семейные узы, ему отдают предпочтение тоже женщины.

Из руководителей страны после 1917 года первое место с большим отрывом от конкурентов занял Владимир Путин (39 процентов голосов), Леонид Ильич - на втором месте (10 процентов), следом - Ленин (9 процентов) и Сталин (8 процентов).

По мнению аналитиков РОМИР, "персоналии, выбранные россиянами, выражают в большей степени начала государственной силы, стабильности и державности с реформаторским оттенком, стремлением к просвещенному благоденствию и твердыми нравственными устоями, в том числе семейных ценностей".

Правильной дорогой идете, товарищи

Россия - государство евразийское. Это значит, что "мы любим все: и жар холодных чисел, и дар божественных видений". Тем не менее подавляющее большинство (79 процентов) убеждены, что у России свой, самобытный путь развития. Путем стран западной демократии готовы идти 11 процентов. Смотрят "за Урал" лишь 2 процента. Остальные, видимо, согласны идти туда, куда их поведут.

Итак, куда пойдем, понятно, с кем - тоже, а под какими знаменами? Главным символом нашей страны больше половины респондентов считают флаг России. Много голосов набрали гимн России и Московский Кремль. А вот у двуглавого орла почитателей немного - 15 процентов. Интересно, что к гимну с одинаковым трепетом относятся люди всех возрастов, а триколор воспринимают в основном молодые (до 24 лет), после 60 лет симпатии к нему резко падают.

Раз речь идет о государственности, социологи решили узнать у граждан, каковы, с их точки зрения, главные государственные задачи сегодня в России. Только один-единственный процент опрошенных затруднился ответить, остальные четко представляют, что хотят от государства. В первую очередь развития экономики (так считают 65 процентов ) и социальной помощи (45 процентов). Следующие приоритеты по понижающей: повышение благосостояния народа, борьба с коррупцией, борьба с организованной преступностью, восстановление военной мощи страны, уменьшение влияния олигархов на власть. Эти задачи оказываются для народа более важными, чем, например, сохранение национального здоровья. Создание условий для развития частного бизнеса хоть и стоит на 9-м месте, но за это ратует почти пятая часть опрошенных.

В дискуссиях участники опроса умеренно критиковали Правительство. Другие выборные ветви власти, как заметили исследователи, "находятся практически вне доверия России". Зато доверие к Президенту уже длительное время остается на стабильно высоком уровне. Так и напрашивается параллель с царем-батюшкой.

Наша гордость - балет и автомат Калашникова

По-прежнему большинство из нас искренне считают, что Россия - великая держава. При этом, правда, на вопрос "какими последними достижениями русские могут гордиться?" опять же большинство сказали: "Нам нечем гордиться". С другой стороны, поводов для стыда назвали много. Стыдно за коммунальные службы, за бытовые проблемы, за беспризорных, за погибшие подводные лодки, за низкую зарплату, "за тех, кто продает сырье", "за то, что самолеты падают".

Все лучшие достижения были в далеком и не очень прошлом, ими гордиться можно еще долго. Называли русскую музыку, балет, театр, литературу, кино, науку, автомат Калашникова... "Нет такой области, где бы мы не могли гордиться кем-то". Конечно, если хорошо поискать, то и сегодня достижения найдутся. Например, в спорте, в той же космонавтике, а также в развитии демократии. Многие считают, что можно гордиться и некоторыми российскими компаниями, "играющими большую роль в экономике".

По мнению респондентов, плохо то, что государство совсем забыло о пропаганде наших достижений (пусть их и немного сейчас) и национальных ценностей. Самыми главными ценностями для русских людей, как показал опрос, являются ценности духовные, нравственные, затем - культурные. Не можем мы отказаться и от традиционных ценностей, среди которых называют сами русские традиции, военные успехи и русский национальный характер - то есть он в наших глазах обладает самостоятельной ценностью. А вот за пропаганду демократических ценностей высказались лишь 5 процентов опрошенных. Видимо, и здесь сказался наш национальный характер.

Вывод социологов: "Формирующееся национальное самосознание российского народа характеризуется стремлением к предпринимательской и личной свободе, основанной на нравственных ценностях и убеждении в необходимости сильной государственной власти". Другими словами, это либеральный консерватизм.

Социология