01.12.2003 01:20
Общество

Живая Москва

Корреспондент "РГ" стал первым экскурсантом по природным достопримечательностям Москвы
Текст:  Марина Трубилина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3357)
Читать на сайте RG.RU

Старый вяз на Старой Басманной

Найти первый намеченный памятник - вяз на Старой Басманной, которому исполнилось 200 лет, - оказалось не так просто, потому что значок на карте занимает целый квартал. Наконец на газоне между домами вижу корявый, в наростах, но могучий и внушительный ствол, а под ним - облетевшие листья вяза. Правда, на "памятник" он не слишком похож - к стволу прикреплен прожектор, а по мощным ветвям змеятся толстые кабели.

- Да, наверное, вот это и есть двухсотлетний вяз, - подтверждает мою находку прогуливающаяся здесь дама с собачкой. - А почему вы именно вяз ищете? У нас здесь целая аллея 200-летних дубов! Еще Демидов их сажал, вот этот дом - его дворец!

Но дубы на карте не обозначены - наверное, еще слишком молоды. Два столетия для дуба еще не тот возраст - в Коломенском они растут уже 700 лет. А вот подмосковные деревья, как ни странно, чуть младше - в области самыми древними считаются кедры в Шаховском районе, им около шести столетий от роду.

Осмотрев выдающееся растение, я отправляюсь к более научной - геологической - достопримечательности. На 3-й Хорошевской улице карта обещает мне "участок уникального проявления карста". Слово "карст" ассоциируется в первую очередь с пещерами, которые увидеть в самой Москве было бы очень любопытно. Добравшись к месту назначения, начинаю бродить по березовой роще. Забредаю все дальше и дальше, за полуразрушенные бетонные заборы и ограждения из колючей проволоки, и оказываюсь в совсем безлюдных местах на задворках промышленных предприятий, складов и гаражных кооперативов. Здесь-то и обнаруживаю природные памятники - ямы среди берез, круглые впадины по несколько метров в диаметре и в глубину. Дно карстовых воронок завалено листьями, ветками и снегом. Как раз такие провалы время от времени появляются в центре Москвы, и в них сползают городские постройки и "въезжают" автомобили. И ругающиеся автолюбители даже не догадываются, что по воле природы оказываются аккурат посередине "экозаповедника".

Камни исполняют  желания

Следующим пунктом своего путешествия выбираю что попроще - волшебные камни в Коломенском. Говорят, они исполняют желания.

- Валуны нас совсем замучили! - рассказывал мне составитель карты Яков Кац, ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ. - Чаще всего нам звонят люди с вопросами как раз про них: нет, говорят, камня в обозначенном вами месте. Приходится выезжать с ними и искать эти валуны. Раз шесть ездили. Они же могут перемещаться - например, под действием силы тяжести. И мы находим их где-нибудь неподалеку.

Валуны принесли в Москву и окрестности из Скандинавии ледники в доисторическую эпоху. Почти все они ровесники динозавров. Девичий Камень и Камень-Гусь в Коломенском найти несложно. Их видно издалека по множеству ленточек, привязанных к растущим рядом с ними деревьям и травинкам. Этим камням поклонялись и до сих пор поклоняются язычники, здесь проводят свои собрания баптисты и загадывают желания атеисты. Согласно одной из легенд, именно в этом месте произошла битва Георгия Победоносца со змием, и камни - останки коня Георгия, разрубленного хвостом сказочной твари. А родники, мимо которых проходишь, приближаясь к валунам, и у которых в очередях толпятся люди с пустыми пластиковыми бутылками - следы от его копыт.

Считается, эти камни не только исполняют желания, но и помогают бездетным семьям завести детей. Для этого супружеская пара должна набрать воды в роднике, молча дойти до камней, присесть на них, выпить воду и помечтать о потомстве.

А вот сам овраг, в склон которого вросли скандинавские валуны, пользуется дурной славой. В старину, говорят, бывали случаи, когда люди, заходя сюда, проходили сквозь сиреневый туман и оказывались перенесенными лет на 30-50 в будущее...

Нетрезвые деревья

Смотреть на оползни я отправляюсь на Воробьевы горы - в основном из-за названия - там, как сказано на карте, растет "пьяный лес".

Больше всего "нетрезвых" деревьев оказалось слева от смотровой площадки МГУ, в сторону Киевского вокзала. Одни деревья кренятся вниз, другие, наоборот, стремясь удержаться, прижимаются к склону верхушкой, третьи вообще ложатся друг на друга. Зрелище забавное. Причем "пьяные" деревья встречаются не только на склонах или рядом с ними, но и на вполне ровных террасах. Может, ураганы помогли? Объясняется такое "кто в лес, кто по дрова" тем, что с крутых склонов периодически сползают слои земли.

В глубине леса на тропинке мне вдруг попадается большущая голая кость. Первая мысль - а вдруг я обнаружила кость мамонта? Где-то поблизости, как сообщает мне карта, был однажды найден скелет мамонта. Впрочем, древние слоны, похоже, любили будущую Московию - их останки находили и в Сокольниках, и в Строгино, и на месте храма Христа Спасителя. Откапывали в столице и кости мамонтовых предков - слонов-тригонтериев.

С валуна Москва виднее

Не будь у меня перечня достопримечательностей, никогда бы не подумала, что заставленный ларьками и магазинчиками пятачок у метро "Теплый стан" может быть "природным памятником". Но на карте сказано, что именно здесь, на пересечении Профсоюзной улицы и Новоясеневского проспекта, находится самая высокая точка Москвы - 253 метра над уровнем моря. И, более того, в городском Департаменте природопользования и охраны окружающей среды утверждают, что она отмечена каким-то памятным знаком. Перекресток я обошла несколько раз. Монумента не обнаружила.

- Я не знаю ничего об этом, хотя давно здесь живу, - озадачился проходивший мимо пожилой мужчина. - Да и вообще я всегда считал, что самое высокое место Москвы - около метро "Новые Черемушки"...

Еще минут через десять я, наконец, нашла человека, который слышал о памятном знаке и о том, что вроде бы сделан знак в виде башни. Но позже оказалось, что я ошиблась: памятным знаком считается большой круглый валун на разделительной полосе Новоясеневского проспекта.

Из 258 отмеченных на карте замечательных мест за целый день я объехала только пять - можно еще гулять и гулять. Но и число природных памятников Москвы вскоре должно измениться и, скорее всего, в большую сторону. Московских школьников попросили отыскать самые интересные в их районе деревья - и детвора нашла больше 300 неизвестных взрослым растений-старожилов - в основном, дубов, вязов и кленов.

Экология ЦФО Москва