Новый порядок поставок мяса по импорту вводился прежде всего с целью защиты экономических интересов российских производителей и для обеспечения наиболее благоприятных условий развития животноводства страны. По ряду объективных причин не было достигнуто оптимальных показателей, но была подготовлена база для активного развития данного рынка. В качестве примера можно привести ситуацию на рынке бройлеров в 2003 году - в начале года ведущие отечественные птицеводческие компании планировали значительно увеличить выработку птичьего мяса, однако не смогли осуществить свои намерения в полном объеме либо по причине куриного гриппа, либо осуществления реконструкций птицефабрик. В результате производство мяса птицы в России выросло за 9 месяцев немногим более 10 процентов (до 801 тысячи тонн), в то время как декларировался 15-20- процентный рост.
Особенности воспроизводства и возврата инвестиций разных секторов животноводства обусловили уровень защиты: по птице - жесткий, по свинине - напряженный и по говядине - спокойный.
Основным негативным фактом квотирования многие называют рост цен на мясо. Однако, проведя сравнение цен с аналогичным периодом прошлого года, увидим, что оптовые цены на говядину и свинину в отличие от розницы выросли незначительно.
Средняя цена на говядину в октябре - 47,4 рубля за килограмм против 47,2 рубля в прошлом году, на свинину - 47,3 рубля, на 3,4 процента выше. С ценами на птицу ситуация несколько иная. В октябре 2003 года среднерыночная цена на российскую тушку курицы составила 56,6 рубля, что почти на 20 процентов выше прошлогоднего уровня.
Видно, что наиболее существенный рост цен имел место в птицеводстве, но ограниченность поставок данного вида мяса по импорту и здесь не является главной причиной сложившейся ситуации, так как активный рост цен на куриную продукцию совпал с подъемом цен на фуражное зерно.
Введение квот на импорт мяса в целом для производителей и рынка является позитивным фактором. Но, как показывает практика 2003 года, процедура их реализации требует коррекции и доработок. В частности, страновой подход распределения квот дает в ряде случаев возможность иностранным фирмам-экспортерам диктовать свои условия, особенно в условиях ограниченности мясных ресурсов на мировом рынке, которые существуют в настоящее время.