Пока Украина и Россия были братскими республиками неделимого Союза, о границе на Дону никто и не вспоминал. Распад СССР в корне изменил жизнь маленького села. Переговоры двух государств о делимитации границы, проходящей по Ростовской области, длились не один год. Каждая сторона отстаивала свои интересы.
Делить было что: в Матвеево-Курганском, Чертковском, Миллеровском, Тарасовском, Куйбышевском районах Ростовской области граница проходит прямо по поселкам и селам.
- Работу по делимитации (уточнению границ на карте. - Авт.) мы начали в 1998 году, - рассказывает ответственный чиновник администрации Ростовской области Владимир Шматко. - Мы вымеряли землю курвиметром чуть ли не до сантиметра.
Сегодня российско-украинская граница в селе Авило-Успенское проходит перпендикулярно железной дороге по Кооперативной улице - на украинской стороне это улица Железнодорожная. У жителей одной и той же по сути улицы разница во времени - час.
В самом начале села стоит пограничная застава и таможенный контроль. Можно, конечно, пробраться нелегально в Украину и обратно. Но лучше все же иметь при себе документы.
- Я вышла за молоком, а у меня паспорт требуют, - жалуется почтальон, - что ж, я в магазин его с собой беру, что ли? Запугали - обещали задержать, правда, потом отпустили.
- А меня задержали после обеденного перерыва, - рассказывает кассир сберкассы, - и я получила выговор за опоздание на работу. И хотя пограничники нас всех уже в лицо прекрасно знают, все равно каждый раз проверяют документы. Раньше мы ходили через посадку, а теперь если пробуешь пройти окольными путями, обязательно из кустов "погранец" выскочит и штраф потребует.
Между тем на все село работает один детский садик. Здесь всего 13 детишек без разделения на русских и украинцев. То же самое и со школой - она находится на "русской" половине, но директор принимает сюда и украинцев.
Соседям приходится звонить друг другу по "междугородке", вот уже несколько лет на украинскую часть села не ездит местная "скорая", не приходят соцработники. Письма украинцам работники почты не носят - не хотят проблем с пограничниками.
Кладбище в Авило-Успенском находится на украинской стороне. Жительница села Наталья, попросившая не называть ее фамилию, со слезами на глазах рассказывала, как хоронила бабушку: катафалк задержали на погранпосту, и несколько часов процессия стояла, потому что пограничники требовали документы на покойницу.
И без этого не проходят ни одни похороны - страшно представить себе, что в это время испытывают близкие!
То же самое во время свадеб. Любой местный житель может рассказать об одном из самых "радостных" моментов в своей жизни: как на заставе задержали на полчаса (час, два, три - нужное подчеркнуть), как всем кортежем пытались найти обходные пути, как пограничники поймали, как пришлось унижаться, умолять пропустить машины без баснословной платы, ругаться, в конце концов ставить "магарыч" и на бешеной скорости мчаться в загс.
Ольга и Виталик женаты больше десяти лет. Он украинец, она русская. Семейному счастью это ничуть не мешает. Тревожит другое: Виталий (он просил не указывать фамилию в газете, иначе "участковый замучает") прописан в другом месте, а живет на территории жены, точнее - в российской части села. Для того чтобы прописаться в России, нужно несколько тысяч рублей. Найти эти деньги небогатым деревенским жителям сложно.
А пока, каждый раз, когда Виталий покидает село даже на пару часов, у него требуют на заставе миграционный лист - по закону его положено брать при выезде на срок не менее трех дней. Иначе потом будет очень сложно доказать, сколько времени он провел в дружественном государстве.
Жители села показывают местную достопримечательность - двор семьи Доброноговых. Граница разделила его пополам: дом - в России, а туалет и кухня - в Украине. Получается, что каждый член семьи является злостным нарушителем: выскакивая в туалет, он незаконно пересекает границу.
В Успенском я решила провести эксперимент - нарушить государственную границу. Пока рядом нет пограничников, раз двадцать перехожу Кооперативную улицу. Подсчитываю сэкономленную сумму - десять тысяч: за нелегальный переход положено платить штраф рублей в 500.
Ко всему прочему село разделяет гигантская бетонная стена. Самое загадочное в том, что расположена она не по линии границы, а в самой середине российской части Авило-Успенского. Пока что в ней существуют проходы, в которые прошмыгивает народ. Но, говорят, все калитки обещали вскоре заварить. Видимо, чтобы обеспечить более строгий режим работы пропускных пунктов. Ведь тогда жители села, провожающие по утрам детей в школу, должны идти через погранпост, сделав огромный крюк. Там они простоят в очереди, предъявляя свои документы, затем по тому же сценарию вернутся обратно. Следующий круг - на работу, в магазин, на почту...
- Пусть хоть красные шапочки на нас одевают, чтобы отделить друг от друга. Мы не против, только делали бы так, чтобы это не шло в ущерб жителям! - в сердцах восклицает начальник отдела связи Авило-Успенского почтамта Лариса Чернюк.
Ситуация, сложившаяся в Авило-Успенском, беспокоит главу администрации Матвеево-Курганского района Александра Криворотова.
- Недавно мы делали хорошую дорогу, но на 7-8 дворов нашим жителям не дотянули, потому что не имеем права заходить на чужую территорию, - рассказывает Криворотов. - Уголь привезти им не можем - единственная дорога с хорошим покрытием проходит через таможню. В Украину людей на машине пропускают только при наличии страховки, которая стоит 700-800 рублей и выдается на 15 дней. Родственники друг к другу в гости попасть не могут: к примеру, бабушка с дедушкой на два часа едут повидать внуков, откуда у пенсионеров такие деньги?
Вот такая жизнь в Авило-Успенском. И куда бы ни обращались жители села, им отвечают, что такие вопросы решаются лишь на самом высоком государственном уровне. Теперь вся надежда у них на письмо Путину, которое пишут всем селом.