Европейская интеграция - процесс долгий и сложный. О "Соединенных Штатах Европы" заговорили еще в начале прошлого века. Но на деле к европейской интеграции приступили только после окончания Второй мировой войны. Магистральный путь - создание Европейского союза. Сегодня это еще всего лишь "общий рынок" со свободным перемещением через государственные границы людей, товаров и капиталов. До полного объединения еще далеко. Однако в Европе уже нашлось немало критиков интеграции. В полемическом задоре некоторые называют ЕС "новым Советским Союзом", подразумевая под этим прежде всего централизацию политической и экономической власти.
Базой более продвинутой интеграции европейских стран должна стать Конституция ЕС. Ее проект был выработан в Брюсселе европейским Конвентом под председательством бывшего президента Франции Валери Жискар д Эстена. С начала октября проект обсуждается на Межправительственной конференции нынешних и будущих членов ЕС в Риме. Расчеты на то, что обсуждение проекта удастся завершить до конца этого года, не оправдались. Ряд стран, прежде всего Испания и Польша, подвергли резкой критике проект и предложили переписать его с чистого листа. По сути проект может быть заблокирован, а новый неизвестно когда появится на свет. Такой поворот событий ставит под вопрос сам процесс европейской интеграции.
В такой критической ситуации Париж и Берлин решили акцентировать внимание на двусторонней интеграции. О создании "франко-германского союза" говорил в узком кругу так называемого клуба размышлений "В реальном времени" глава внешнеполитического ведомства Франции Доминик Вильпен. Он - близкий к президенту Франции человек и, как правило, озвучивает его идеи. Эту тему затронул и премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен. По его мнению, пришло время установить "особые союзные отношения между двумя странами".
Инициатива Парижа создать альянс с Германией имеет свою предысторию. Генерал Шарль де Голль был инициатором франко-германского исторического "примирения". Он считал, что эти две ведущие континентальные державы, враждовавшие на протяжении ста лет и воевавшие друг против друга в двух мировых войнах, наконец-то должны жить в мире. Такая деголлевская политика нашла отклик в Германии. Уже в недавнее время Париж и Берлин высказывались за создание "твердого ядра" европейской интеграции в составе Франции, Германии и стран Бенилюкса, то есть практически инициаторов общеевропейских организаций, из которых и появился "Общий рынок". В столицах этих государств растет скептицизм относительно того, насколько единой окажется Европа при условии ее расширения с 15 нынешних членов до 25, а затем и 28 государств. Отсюда - включение в проект европейской Конституции ряда положений, ведущих к централизации принятия наиболее важных для ЕС решений, и сохранение главенствующих позиций крупных государств, к которым относятся Франция и Германия.
Характерно, что Париж хотел бы видеть франко-германский союз вне зависимости от того, будет ли утвержден нынешний проект европейской Конституции или нет. Берлин, высказываясь в любом случае за дальнейшее двустороннее сближение, занимает более осторожную позицию. Министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер обуславливает создание франко-германского альянса "кризисом" в европейском строительстве.
Подоплекой этого "кризиса" может стать и явно проамериканская позиция ряда стран Центральной и Восточной Европы. Однако это различие в подходах не мешает Франции и Германии уже сегодня вести речь о вполне конкретных вещах. Уже обозначены приоритетные сферы франко-германской интеграции. Это - внешняя политика, в которой особенно заметно проявилась общность подходов к иракской проблеме. Франция даже собирается разделить свое место постоянного члена Совета Безопасности ООН с Германией. Правда, как это сделать на практике, пока неясно. Вторая сфера - оборона. В апреле нынешнего года президент Франции Жак Ширак и канцлер ФРГ Герхард Шредер уже выступили с инициативой создания "европейского генерального штаба", который был бы независимым от НАТО, теперь речь идет о слиянии двух армий. Другие сферы интеграции - экономика, в том числе государственные финансы, социальная политика, научные исследования, образование. Во всех этих сферах предполагается объединение министерств и ведомств, проведение скоординированных реформ и так далее.
Выдвигаются предложения создать "совместные парламентские системы", в том числе контрольные, ввести "единое избирательное законодательство" и даже образовать "франко-германский конгресс" или "комиссию" для наблюдения за процессом формирования "союза". Подобный союз уже называют конфедерацией. Кстати, за ним пристально наблюдают в Великобритании.
Что из всего этого получится - пока сказать трудно. Но показательно, что в Европе, как и среди стран бывшего Советского Союза, наряду с тенденцией к общему единению все более заметно проявляются тенденции к так сказать "сепаратному объединению" - на двусторонней или даже многосторонней основе. Страны и люди стремятся жить вместе, сообща. И потому для Союза Беларуси и России процессы европейской интеграции представляют определенный интерес.
Николай Паклин
ПАРИЖ