Кто сказал, что усы и хвост не относятся к числу избирательных технологий? Как ни парадоксально, ум кандидата, его честь, совесть и партийная программа стоят в их перечне на последних местах. По большей части люди не читают программ, а после долгой речи кандидата о судьбах Родины запоминают разве что его костюм, манеру шмыгать носом, выдающихся размеров "обвал лица" и пр. Сознанию заниматься политикой скучно, а подсознание руководствуется собственной логикой.
Но, как заметили политические психологи, именно подсознательные мотивы очень часто становятся для граждан решающими в выборе того или иного кандидата. Группа психологов под руководством той же Елены Шестопал занимается подобными исследованиями около 10 лет. Психологи предлагают людям оценить политиков по их пассивности или активности, силе и слабости, честности, компетентности, агрессивности и так далее. Выясняют, с какими литературными героями, животными, цветами и оттенками они ассоциируются. Сплошь и рядом результаты точнее "лобовых" рейтингов. Вот Жириновский в разгар парламентских драк и плескания соком оказывается в глазах сограждан скорее "тусклым", чем ярким политиком, и президентские выборы-96 этот эпитет подтверждают. Вот резко растет число тех, кто называет "сильным и опасным" Лужкова, и вскоре "Отечество" переживает свой самый большой взлет популярности. Вот на втором году президентства Путина вдвое больше людей, чем раньше, на подсознательном уровне начинают ощущать "пассивность" Президента, "отсутствие жесткости", говорят о "неисполненных обещаниях" - а "осень терроризма" вскоре проверит на прочность главу государства. Примеров много.
Сама по себе "политическая психология" - масляное масло. Здесь действуют те же законы, что и в психологии обычной. В общем-то, и нет никакой разницы между человеком-политиком и человеком-врачом, учителем и т.д (еще вопрос, кто из них быстрее может переломать нам жизнь).
Политических лидеров люди выбирают во многом так же, как спутников жизни: по любви, по расчету, под давлением обстоятельств. "Герой" должен быть умным, сильным, компетентным, честным, о народе заботиться, моральные ценности крепить, материальные не воровать... На практике же нос Иван Иваныча никак не сочетается с известно чьими ушами. Люди начинают подгонять идеалы под то, что есть в наличии, и добросовестно-добровольно "обманываться рады". А еще они прекрасно научились давать социологам "правильные" ответы и вряд ли признаются, что в глубине души симпатизируют политикам агрессивным и властным, а не "шибко умным" и воспитанным; "хищникам", а не "травоядным". В этом, кстати, секрет успеха многих "маргиналов", "неожиданно" попавших во власть: люди порой просто стеснялись признаться в симпатиях к ним.
Пристрастия - вещь переменчивая. Кто бы мог подумать: некоторые избирательницы "западали" на... "красивые брови Жириновского" и его неизменно элегантные костюмы. Пышные усы "душки Руцкого" снискали ему немалую популярность в рядах сторонниц бальзаковского возраста. Прическу Эллы Памфиловой и Ирины Хакамады быстро освоили парикмахеры ввиду частых запросов. Яркие костюмы "в рюмочку", к которым питает склонность Валентина Матвиенко, не одну провинциальную деловую даму заставили сбросить десяток килограммов, чтобы заиметь такую же обновку. Интонации и афоризмы Виктора Черномырдина растасканы на "памятки тамады" для корпоративных вечеринок и юбилеев провинциальной элиты. Путинское "буду краток" (спасибо пародисту Галкину) вообще стало классикой. Угадав общественный "запрос", трое лидеров "Союза правых сил" образца 1999 года (Немцов, Кириенко и Чубайс) по модному "гемокоду" избавились в общей сложности от 60 кг живого веса и активно хвалились достижениями в прессе. Из той же серии - модные нынче в рядах элиты горные лыжи, экстремальные виды спорта, нырки в прорубь, увлечения фотографией или чем-то высокоинтеллектуальным. А тот же Геннадий Зюганов спортивными достижениями не гордится, отдыхает в санаториях "профсоюзно-советского типа" (или говорит, что отдыхает), ходит вразвалку. Аграрии всеми силами скрывают, что им знакомо слово "Интернет", хотя это явно не так. Оппозиция зачастую работает на "антиимидж". Если "правильный кандидат" от "партии власти" наделен высокой моралью, в карьере последователен, в быту скромен, на отдыхе спортивен, то велика вероятность, что против него в округе выставят соперника нарочито "лихого" - привыкшего сорить деньгами, с молодой любовницей, с криминальным прошлым, с планами "осыпать регион золотым дождем". И наоборот. Самый убедительный пример подобной работы "на контрасте" - Валерия Новодворская, которая демонстративно ходит в толстенных очках, видала в гробу любые фитнесы, но едва московские власти якобы провозгласили запрет на поцелуи в метро, немедленно заявила, что "теперь придется целоваться", не уточняя, с кем именно.
Что касается имиджа, то тут все жанры хороши, кроме скучного. Но все-таки с лица не воду пить. От власти люди во все времена неизменно ждут защиты и поддержки, как от "отца родного". Однако, констатируют практически все социологи и психологи, роль эта большинству российских политиков удается чем дальше, тем хуже. Рейтинг Президента устойчиво высок во многом по той же причине: на фоне прочих "вождей жидкой консистенции", как их однажды назвала политолог Екатерина Егорова, он выделяется властной и твердой уверенностью, умением "сделать так, как решил".
На вопрос, "кто в доме Хозяин", ответ люди требуют всегда. Впрочем, велика вероятность, что сразу после выборов полстраны по привычке вспомнит изученное в школе "Горе от ума": "А вы, о боже мой! Кого себе избрали! Когда подумаю - кого вы предпочли!!!" На этот счет профессор-социолог Дмитрий Ольшанский замечает: мы по старинке считаем, что политик должен быть "агитатором, рупором, клапаном общественных настроений". Однако политик лишь координирует интересы различных групп, по сути он прораб, который вроде бы сам ничего не делает, ходит по стройке и орет, но работа при этом движется.
Можно, конечно, найти прораба и с внешностью фотомодели. Но если параметрами 90-60-90 будут выражаться его вес, объем кулака и словарный запас, на качестве и темпах стройки это скажется быстрее. А моделям всегда найдется место на рекламных щитах застройщика и акционеров проекта.
Кстати, даже самые ярые критики вновь избранной власти после выборов обычно горюют недолго, в глушь, в Саратов из Москвы карету не снаряжают, оскорбленному чувству уголок находят быстро. Любую власть народ медленно, но верно "переваривает" и как-то адаптирует к своим нуждам и ожиданиям.
В конце концов, можно и новых выборов дождаться.