Начнем с того, что в понятие "российские театры" оказались включены группы из Гродно, Днепропетровска и Таллина. Правда, понятие границы на постсоветском культурном пространстве и так размыто.Театр "Окоем" состоит из нескольких артистов хорошо известной труппы Ольги Поны. Литовская танцовщица и хореограф Екатерина Дейнеко участвует в работе двух разных екатеринбургских театров. Москвичка Дарья Бузовкина выходит на сцену и в спектаклях театра "Кинетик", и в собственном проекте.
Мир contemporary dance представляет собой бесконечный круговорот людей и идей. Здесь много временного, случайного. Финансовый риск при создании новой танц-группы невелик. В случае удачи светят зарубежные фестивали и гранты. А если не сложилось - можно попробовать в другом месте.
Так что появление фестиваля "неотформатированного танца и перформанса", как называют "ЦЕХ" его организаторы, - явление закономерное и даже неизбежное. Фестиваль предлагает не только полюбоваться лучшими из лучших, но и присмотреться к молодым. Дальше в результате естественного отбора выживут сильнейшие.
Новая постановка "Провинциальных танцев", названная Lazy Suzan, стала, пожалуй, самым большим разочарованием фестиваля. Lazy Suzan выглядит так, как будто театру нужно было срочно выпустить премьеру, а что - придумать толком не удалось. В результате в ход пошли остатки старых замыслов. К тому же в новой постановке "Провинциальные танцы" лишились одного своего важного компонента. Речь о художнице Ольге Паутовой, на равных с Татьяной Багановой создававшей екатеринбургский феномен. Сегодня Паутова увлечена собственными проектами, и ее мастерства в создании визуальных образов очень не хватает в Lazy Suzan.
А собственному спектаклю Паутовой "Путь к Севану" (екатеринбургская "АртФабрика") не хватает режиссерской руки. Хореография Екатерины Дейнеко занимает в спектакле подчиненное положение. Под музыку Авета Тертеряна по сцене движутся и движутся причудливые объекты, иногда производя впечатление скорее авангардного дефиле, чем театральной продукции.
Загадочной особенностью российского танц-театра является его практически полная разобщенность с классической традицией. Во Франции крупнейшие театры уже давно приглашают на постановки бывших маргиналов: Анжлена Прельжокажа, Жозе Монтальво, Маги Марэн. И, наоборот, труппа современного танца Эдуарда Лока встает на пуанты.
Наши данс-группы, кажется, и не рассчитывают на подобные метаморфозы. Тем интереснее появление в программе фестиваля "Лебединого озера" в совместной постановке двух театров: московского "Кинетик" и эстонского "Фон Краль". Обязанности и ответственность были разделены примерно поровну между Сашей Пепеляевым (основатель и лидер "Кинетика" и по совместительству художественный руководитель фестиваля "ЦЕХ") и Петером Ялакасом. Результат оказался достаточно противоречивым (как и многим спектаклям современного танца, ему как раз не хватает четкого "формата"), но бесспорно любопытным.
Музыка Чайковского звучит в виде современного электронного микса, который изготовил Сергей Загний. Такой же переработке подверглась структура балета. В нем остались воспоминания об антагонизме черного и белого лебедя, но на них наслоились исторические реалии, анекдоты, аллюзии, навеянные советской историей. Проецируемые на мятые простыни фрагменты классической хореографии перебиваются победным маршем тракторов. Один из запоминающихся моментов - танец металлических бочек, которые сначала беспорядочно катаются по полу и сталкиваются, а затем, по мере обретения танцевального опыта, выстраиваются в стройные группы и покачиваются под стать настоящему кордебалету. И еще один, уже чисто хореографический эпизод, от которого не отмахнешься так просто: танец маленьких лебедей. Отказавшись от соблазна хоть в какой-то мере пародировать всем известный оригинал, постановщики нашли по-своему убедительное решение сцены. В ней заняты не маленькие классические белые лебеди, а серенькие гадкие утята. Тот, кто не забыл Андерсена, знает, в кого они могут вырасти со временем.