Но немалое значение имел и тот факт, что многие россияне увидели в "Единой России" то, чем она на самом деле является ,- отдел госаппарата, который призван играть роль демократической легитимации власти. И россияне рассудили, что Грызлов, Шойгу, Лужков со товарищи могут быстрее решить их проблемы с пенсиями, водоснабжением и отоплением. Словом, россияне голосовали за единороссов как управдомов.
Прийти, чтобы уйти
Но им вряд ли стоит испытывать эйфорию от своей победы. "Единая Россия" в новой Думе оказывается заложницей своей системной роли: ей уготовано штамповать решения исполнительной власти. Но отныне Кремль, который сумел укрепить свои позиции, не будет тратить время на задабривание своих фракций. Они должны будут работать по приказу. И по завершении очередного созыва "Единая Россия", скорее всего, должна будет взять на себя ответственность за то, что у власти не получилось. Ведь не будет же Правительство, а тем более президентская администрация, отчитываться перед населением за свои неудачи.
И еще одна проблема, которая возникнет перед единороссами: Президент Путин должен покинуть Кремль в 2008 г. Это значит, что уже вскоре будет запущен процесс самовоспроизводства власти, то есть поиск путинского преемника.
Не исключено, что этот поиск расколет политический класс, и единороссам, выстроенным, как пехота, придется выбирать, чью сторону взять. Но даже если Путин, который получает в Думе конституционное большенство, решит сорвать с Конституции пломбу и останется на третий срок, единороссам придется мучиться и думать, чью сторону взять, ибо Кремль никогда не будет монолитным, даже когда из него будут вытеснены последние ельцинисты.
Но и это еще не конец мучениям. В будущем любой новый лидер, даже если он будет происходить из правящей команды, будет вынужден думать о собственной легитимности. А следовательно, он будет обрубать швартовы с предшествующим этапом, включая и элемент путинского правления "Единой Россией". Никуда не денешься - так работает наша система. Захочет ли Путин, уйдя из Кремля, стать во главе уже созданной партийной машины для того, чтобы вновь прийти к власти? Сомнительно.
Впрочем, и наша бюрократия не готова стать партией "вне власти". Возможно, в 2008 г. "Единой России" придется исчезнуть, чтобы "партия власти" воскресла в новом обличье. Но это будет новый расклад и новые люди. А возможно, и новые цели.
Против кого дружим?
Вы заметили, как много партий выбрали себе одну и ту же тактику - апеллирование к образу "врага"? Мощная атака на компартию, которую, по иронии, обвиняли в том, что она недостаточно коммунистична и позволила себе связаться с олигархами, стала одним из самых действенных приемов политтехнологов "Единой России". СПС завершил кампанию под знаком борьбы с "национал-социализмом" в лице неожиданно выпрыгнувшего вперед клона под названием "Родина". Ну а для самой "Родины" усилиями одного из ее лидеров Рогозина борьба с врагами стала основным способом самопроявления. Трудно представить, что бы делали некоторые партии, не будь Зюганова, Ходорковского и Чубайса.
В этой массовой охоте на врага важно то, что, несмотря на различие идеологических оттенков, апеллирование к образу "врага" является возвращением к тоталитарной ментальности, к тому, от чего мы так пытались уйти все эти годы. Причем поиск врага начался, когда Россия пытается успокоиться. Что же тогда начнется, если мы вдруг свалимся в кризис?
Что дальше?
Прошедшие выборы должны показать кремлевским технологам, что возможности политической инженерии ограниченны и не всегда можешь получить то, что хочешь. А главное, не всегда можешь проконтролировать результаты своей генной инженерии. Так, интерес масс к рогозинской клоунаде подтверждает тот факт, что в обществе есть готовность "пойти на новенького". Но опыт с выращиванием партий в пробирке говорит и о том, как опасно поджигать националистические чувства, способные в нашей замученной стране вызвать лавину, которую не остановишь. А политик, который оседлает эту волну, может выйти из-под контроля и стать соперником кандидата власти на президентских выборах 2008 года.
А теперь по поводу новой Думы. Президент получил то, что он хотел. Новая Дума будет прямым продолжением исполнительного плеча власти. Но теперь Путину предстоит решить, чего он хочет во втором президентстве. Хочет ли он остаться Стабилизатором? Или он хочет продолжить осторожные реформы? А может, он решит покончить с имитациями и создаст партийное правительство, ответственное не только перед ним, но и перед парламентом? В этом случае суть правления почти не изменится. Но откровенное признание существования смычки кремлевской партии с властью повысит ответственность парламента, а следовательно, свяжет его с обществом, с которым у него практически нет контактов, за исключением дня выборов.