"Депутаты описали закон о выборах буквами, а мы изобразили его математическими символами", - пояснил наш проводник в электронный мир Центризбиркома член ЦИК Валерий Крюков. Избирательная матрица казалась тихой. Настораживала лишь надпись над дверью: "Газ, выходи". "Не беспокойтесь, это наша противопожарная система. Не будем же мы наши компьютеры заливать водой", - пояснил один из системных операторов.
К технике работающие в ГАС "Выборы" относятся с подчеркнутым трепетом. "Не машины ошибаются, а злодеи-люди хотели бы повлиять на нашу систему", - пояснил Крюков. Правда, уверены программисты, у них это не получится. По их словам, хакеры в систему залезть не могут. Нам показали знаменитый воздушный фильтр между ГАС "Выборы" и Интернетом. В действительности это всего лишь двадцатисантиметровое расстояние между одним компьютером, куда собирают всю информацию по ходу голосования, и другим - через который обработанные данные попадают во всемирную сеть.
Впрочем, расстаться с мыслью о том, что если есть система, значит, ее можно взломать, до конца не удалось. "Нам бы ваши проблемы. Когда мы слышим подобные предположения, то лишь устало улыбаемся", - туманно ответил Крюков. Программисты настолько уверены в непогрешимости своего электронного детища, что даже в день выборов нашли время помечтать. Они надеются, что депутаты нового созыва законодательно утвердят электронно-цифровую подпись. После чего срок подведения окончательных итогов голосования можно будет сократить в несколько раз. "Мы уже полностью к этому готовы. Теперь все зависит от Правительства и думцев", - уточнили системщики.
И снова вспомнили о злодеях. Единственное, чем недовольны разработчики ГАС "Выборы", так это слабыми провайдерами, от пропускной способности которых зависит скорость введения данных в Интернет. За несколько десятков часов программисты ЦИК обязались разместить в глобальной сети до полумиллиона страниц информации. После чего у каждого из нас появится возможность, не выходя из дома, стать полноценным наблюдателем за подведением итогов голосования. "Это еще один уровень защиты от злодеев", - заметил Крюков.