Иными словами, стерильностью политических дебатов, в которых если основные проблемы развития страны и присутствовали, то чисто формально, в виде ничем - ни содержательно, ни финансово - не подкрепленных деклараций кандидатов. За невозможностью сопоставить программы и методы решения насущных общенациональных проблем соперничество партий свелось к персонифицированным перепалкам. В результате предвыборная кампания фактически превратилась в гигантское политшоу, где, как и в настоящем шоу-бизнесе, внешние эффекты компенсируют примитивизм попсовых текстов и музыки.
Если и искать некий содержательный элемент в завершившейся кампании, то обратиться следует уже, видимо, к весне будущего года. Декабрь 2003-го можно рассматривать как своеобразные "праймериз" перед мартовским голосованием. Во всяком случае сложилось впечатление, что именно так подошел к парламентским выборам главный игрок на отечественном политическом поле - Кремль. Победа за явным преимуществом "Единой России", больше напоминающей электоральный проект, чем классическую политическую партию, должен вроде вселить уверенность в политстратегов и политтехнологов с Красной площади: свое превосходство над конкурентами единороссы почти на 100 процентов (впрочем, кто считает?) обеспечили за счет связки с Президентом, его косвенной, а то и открытой поддержки.
Удалось Кремлю решить и другую задачу, которая явно просматривалась в сценарии парламентских выборов, - резко снизить рейтинг КПРФ,что, безусловно, ставит под сомнение участие Геннадия Зюганова в мартовской гонке. Если электорат КПРФ будет таять в ближайшие месяцы с такой же интенсивностью, как перед декабрем, Зюганов может лишиться даже титула "вечно второго", что хоть как-то оправдывало его предыдущие "набеги" на президентский мандат. Провал же коммунистического лидера в марте окончательно поставит крест на его политической карьере.
Тем более что уже ясно: Сергей Глазьев, которого многие прочили в преемники Зюганова, стал благодаря успеху "Родины" самостоятельной фигурой и сможет, видимо, соперничать в марте с Владимиром Жириновским. Но вот за какое место?
Что касается правого фланга, то неудача и "Яблока", и СПС должны оставить их в тяжелом раздумье по поводу президентских выборов. Или вообще отказаться от участия в них, или выставить кандидатов (кандидата?), чтобы заявить о себе на 2008 год. Оба варианта плохи. В первом случае все равно придется занять какую-то позицию в отношении Путина: поддержка действующего Президента лишит правых остатков ореола оппозиционности, а выступление против может превратить их в политических маргиналов-правозащитников, к чему с радостью приложат руку как кремлевские политтехнологи, так и силовики.
Так что схема, сработанная на нынешних выборах, выглядит почти без изъянов. Почти - потому что в ней никак не прописана роль самой безмолвной и послушной силы российской политической жизни - избирателей. Устав от многолетнего хаоса, отчаянных битв с коррумпированным чиновничеством, эти самые избиратели легко согласились четыре года назад и на ужесточение государственного правления, и на выстраивание разного рода вертикалей, и на деолигархизацию страны. В обмен же хотелось получить две самые простые (и главные) вещи - достаток и безопасность. И если власть не может обеспечить это, раньше или позднее ей будет предъявлен счет. Нет сомнения, что в будущем марте Путин получит еще один кредит доверия от избирателей. Осталось только распорядиться им, не поддавшись на иллюзии, которые вполне могут возникнуть при взгляде на цифры вчерашнего голосования.