11.12.2003 00:20
Культура

Музейное привидение

Текст:  Константин Пронякин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3365)
Читать на сайте RG.RU

- А у вас сегодня ночью гулянье было! - такими словами с порога ранним утром встретили охранники директора музея Николая Рубана. - Что-то все время падало, скрежетало, ухало в зале этнографии на втором этаже.

Охранники никого не обнаружили, все экспонаты в целостности и сохранности. В музее работают люди серьезные - ученые, им не до мира неведомого.

Но ведь кто-то ночью по музею все-таки ходит? Как объяснить, что даже чуткая на всякие человеческие уловки сигнализация, что прокалывает каждый закуток музея лазерным лучом, иногда срабатывает?

Вот он, днем безмолвный, а ночью беспокойный зал музея на втором этаже. Над входом табличка: "Отдел коренных народов Дальнего Востока России".

Есть в зале этнографии фрагмент священного дерева удэгейского шамана под названием "тэсун" - пристанище духов, которое в 1911 году с реки Нахтоху привез Владимир Арсеньев, в ту пору директор краеведческого музея. А рядом, у подножия дерева, стоят деревянные фигурки идолов (сэвэны), которые очень почитаемы у коренных жителей Амура.

- Этот удэгейский комплекс шамана, который у нас представлен в экспозиции, в былые времена был призван защищать племя от злых духов, - рассказывает Татьяна Мельникова, старший научный сотрудник краеведческого музея. - По преданию, именно на этом шаманском столбе селились духи (сэвэны), там они и отдыхали. Так вот, в один прекрасный день к нам в музей пришел пожилой человек - шаман - и спросил: ну как, по ночам духи шумят? Незнакомец и провел в зале этнографии камлание, это такое специальное ритуально-сакральное действо, когда устанавливается контакт с духами. Мы слышали, как, обращаясь к вещам, выставленным в экспозиции, он сказал: "Вот это будет ваш дом, здесь и живите". Нам он рассказал, что духи, которые не могли обрести спокойствие, отныне будут жить на шаманском дереве. И еще посоветовал: рядом с сэвэнами ставить маленькую пиалу с водкой. Мол, духи тогда и буянить не будут.

Татьяна Мельникова рассказала и еще об одном странном случае, произошедшем в музее, на который пока не нашли объяснений не только ученые, но и милиция, технические эксперты.

В зале "Приамурье без войн и революций", где представлены дореволюционные экспонаты позапрошлого века, стоит сигнализация, реагирующая на движения человека. Лазерные лучи сигнализации настроены так, чтобы обнаруживать объекты только большой величины и не бить тревогу, когда прошмыгнет мышка или кошка. Так вот, одно время в полночь та сигнализация стала срабатывать. Давать сигнал, что по залу кто-то движется. Вызывали тогда милицию, техников. Зал был полностью осмотрен, никто не обнаружен. Сигнализация признана исправной. А в следующую ночь все повторялось...

Служители говорят, что сам Владимир Клавдиевич Арсеньев, ученый и писатель, гуляет по музейным залам. Он ведь в течение десяти лет (с 1910 по 1918-й и с 1924 по 1926 год) был директором краеведческого музея. Теперь вот обходит владенья свои.

- Ну а сами-то верите в привидения? - спросили мы напоследок у Татьяны Владимировны. - Что на этот вопрос наука говорит?

- Я считаю, что в любом музее должна быть некая тайна, привидение, сгусток энергии. Так сказать, музейный дух. У нас ведь много экспонатов культовых, несущих на себе ауру хозяина, память слов, вековых молитв. А почему бы этой информации иногда не вырываться наружу?

Музеи и памятники Хабаровский край Хабаровск Дальний Восток