15.12.2003 01:50
Культура

Диски осени и зимы

Самые заметные диски осени и зимы
Текст:  Алексей Крижевский
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3365)
Читать на сайте RG.RU

Blondie. The Curse of Blondie. Sony/Epic.

Принято считать, что "новая волна панка" - явление чисто британское, порт приписки - Манчестер. Blondie - одна из немногих групп, которые представляют "американское исключение" в пантеоне "new wave". Осколок вокальной группы в 1974 году рекрутировал певицу Дебору Харри, чтобы радикально сменить род занятий. Харизма крашенной перекисью дамы с низким, чуть царапающим голосом оказалась столь сильной, что некоторые поклонники даже думали, что Blondie - это сценический псевдоним певицы, а не имя группы. Промолчав практически половину 80-х и пробултыхавшись в пруду забвения до конца 90-х, музыканты в последний год этого десятилетия нечаянно вернули себе былую славу выпуском бодрого хита "Maria". Поклонники "старого доброго" панка пришли от него в ужас, а рекорд-компании - в восторг. Эта пластинка - уже более развернутый и всесторонний, без поклонов в сторону конъюнктуры, доклад о собственном здравии. Слушателю от почти хип-хопового речитатива в начале диска до фри-джаза ближе к концу. Неоспоримое достоинство Blondie - узнаваемость голоса Харри и исполнительской манеры ее музыкантов - здесь возводится в куб: путешествуя по стилям (диско, гитарный рок, гитарная баллада, хорал, трип-хоп, new wave - поезд следует со всеми остановками),

David Bowie. Reality. Sony Music.

Неуловимый хамелеон рок-н-ролла начал терять темп и глазомер. Специально для тех, кому лень читать дальше, - ретроспектива собственного творчества, начатая на прошлом альбоме, продолжается. На сей раз целью путешествия является исторический альбом Scary Monsters и ему подобные "программные", основополагающие пластинки.

Большой драматизм его новой работы в том, что все мелодии, на которые Боуи со своим старинным продюсером Тони Висконти там и сям расставил гиперссылки, были хороши для первичного высказывания много лет назад, но при перефразировке в условиях современности теряют многое, если не все. Песни с нового альбома при всей своей благозвучности и высшей степени пригодности к прослушиванию не застревают в памяти, оставляя после себя лишь странное послевкусие: вроде бы все на месте - ритм бодр, несколько песен, несомненно, замечательны, альбом концептуально выстроен, а не уподоблен винегрету. Но при этом подобен бабочке, которая, взмыв с руки с последней нотой альбома, оставляет на пальцах лишь пятнышко пыльцы.

Пластинка - мастеровитая, очень добротная работа - может служить агитационным материалом, презентационным диском Боуи для тех, кому не довелось его слышать раньше: общее впечатление будет весьма ясное. Для всех остальных Боуи так и останется на веки вечные заложником собственных свершений и первооткрытий, объектом вечно завышенных ожиданий: сам виноват. Путь назад, к сокровищам былых времен, Боуи сам же и замуровал в пылу безостановочного движения вперед. И до прошлого теперь не то что мост перекинуть нельзя - не дослышаться, не докричаться.

ДДТ. Песни. Real Records.

Мы не зря поставили в один ряд с заокеанскими грандами одного из самых одиозных русских рокеров и его группу. Этот диск - не что иное, как альбом собственных же ремейков: ДДТ заново перепевает сыгранное и спетое много лет назад, когда и чувствовалось и мыслилось по-иному. И привычно обругать уфимско-питерский за "еще один взгляд назад" (ставший едва ли не основным и уж точно самым избитым приемом самоосмысления у так называемых "классиков" русского рока, массово справляющих в этом году свои и чужие юбилеи) было бы преждевременно: группа только что сдюжила двойной, едва ли не лучший за свою историю альбом "Единочество", стоивший ей почти всех душевных сил. Теперешняя ретроспектива - будто точка. Страшноватая - словно помирать собрались, и вот, вся жизнь проходит перед глазами. Дальше - снежная пустыня. Это собрание "прошлых вещей" - как будто старый паспорт с нововклеенной фотографией: несколько потрепанных, не очень презентабельных страниц со свидетельствами взросления. От старой и кряжистой, еще уфимских времен былины 80-х до дедушкиной колыбельной, выпущенной только в этом году; от молодого крика до седовласого упокоения. В работе, очевидно, руководствовались принципом "не мудрствуя лукаво" - едва ли эти песни видели, имели когда-нибудь столь же простую аранжировочную огранку. Но эта простота - не воровство у самих себя и не хуже такого воровства: давно бы они вот так трезво о себе, честно говоря.

ДДТ для многих было и остается самым ярким примером небритого рок-н-ролльного хамства, концентратом ложного пафоса, олицетворением всего неприятного в русском роке. Выходившее по частям последние полтора года "Единочество" завершило начавшийся еще три года назад процесс выползания главной группы Петербурга из той замкнутой раковины, в которой ДДТ сидело с момента своего первого признания. Сейчас Шевчук со товарищи - единственные из "грандов", не являющиеся частью коммерческой музыкальной "матрицы", в которой влияние на умы происходит через промывание оных радиотрансляциями и телеэфирами. Единственные, кто может позволить себе молчать годами, чтобы потом записать нечто запредельное, не вписывающееся ни в какие рамки. Единственные, кто не щадя живота своего до сих пор воюет за тот рок-н-ролл, которому не нужны инвестиции и продюсеры, который - не бизнес, а народная музыка в самом прямом понимании этого термина. После выхолостившей их нечеловеческой музыкальной глыбы "Единочества" запись вот такой пластинки им была просто необходима, как хворому верующему - укрепляющее его дух соборование. Перед кончиной или перед дальнейшей жизнью - как Бог даст.

Музыка