Чуда не случилось. Европейская встреча в верхах в столице Бельгии закончилась провалом. Проект Европейской конституции не прошел. "Стакан оказался пустым, дух единения отсутствует", - меланхолически прокомментировал исход встречи председатель Еврокомиссии Романо Проди.
Камнем преткновения на брюссельском саммите оказалась система голосования при принятии основополагающих решений в высшем органе ЕС - Европейском совете. Подписанный в Ницце ровно три года договор предполагает, что каждая страна - член ЕС будет иметь при голосовании свой "пакет голосов" в зависимости от ее размеров. Уже сам по себе этот принцип неравенства государств вызывает у многих в Европе сомнение. В ООН, например, у каждого государства - большого или маленького - один голос.
Крупные государства ЕС, ратуя на словах за равенство, на деле стремятся сохранить свои господствующие позиции в "Единой Европе". Германия посчитала, что при определении размера "пакета голосов" она оказалась обделенной. Канцлер ФРГ Герхард Шредер не устает прилюдно возмущаться: "Недопустимо, чтобы 82 миллиона немцев имели в Европейском совете 29 голосов, тогда как 80 миллионов испанцев и поляков будут иметь 54 голоса. Это означало бы, что не все европейцы имеют в ЕС равные представительства". Германию поддержала Франция, да и Великобритания с Италией относятся с пониманием к немецкой позиции. Решительно против изменения положения о голосовании договора, подписанного в Ницце, выступили Испания и Польша. Их поддержали некоторые малые государства, число которых после расширения ЕС значительно в нем увеличится.
На свет одно за другим появились альтернативные предложения. Италия, председательствующая в этом полугодии в ЕС, предложила увеличить число голосов, отведенных Германии и, соответственно, уменьшить "пакеты голосов" Испании и Польши. Мадрид и Варшава встали на дыбы. "Договоры следует соблюдать", - назидательно заявил испанский премьер. В Брюссель неожиданно пожаловал, несмотря на перелом позвоночника в авиакатастрофе, глава польского правительства, хотя Польша уже была представлена там своим президентом.
В ходе дискуссии было выдвинуто предложение заменить "пакеты голосов" так называемым двойным большинством. Это значит, что решение принимается в том случае, если за него проголосует половина стран - членов ЕС плюс одна страна, но при условии, что их общее население составляет по крайней мере 60 процентов жителей ЕС. Это предложение также отвергли, посчитав, что оно дает преимущества крупным государствам. Итальянцы и тут выступили в роли арбитров, предложив изменить цифры: необходимое большинство государств при принятии решения должно составлять 55 процентов, а численность населения - 65 процентов. Но и это предложение "забодали" премьеры Испании и Италии. Британцы предложили не торопить время и ввести систему двойного большинства лишь в 2014 году. "Лучше подождать и подписать хорошее соглашение, чем второпях подписывать плохое", - заявил британский премьер Тони Блэр. Против снова выступили Испания и Польша. На них и возложили главную вину за провал саммита. В итоге - полный тупик.
Фиаско с Европейской конституцией, несомненно, осложнит жизнь "отцам" единой Европы. Можно не сомневаться, что в Европе активизируются многочисленные противники Евросоюза. Их главный довод - неуправляемость союзом в расширенном составе - получил подтверждение в Брюсселе. А ведь весной будущего года жителям Испании и Греции еще предстоит высказаться по поводу расширения ЕС. Если хотя бы в одной стране исход голосования будет отрицателен, расширение ЕС на 10 новых членов, включая Польшу, не состоится.
Между тем
В минувшие выходные премьер-министр Италии Сильвио Берлускони предпринял не очень удачную попытку разрядить напряженную атмосферу саммита Евросоюза в Брюсселе, на котором решался вопрос об утверждении конституции ЕС. Как сообщает информационное агентство "Рейтарз", чтобы развеселить присутствовавших на ланче коллег по Евросоюзу, итальянский лидер рассказал им, что по дороге в бельгийскую столицу, пролетая на вертолете над толпой протестующих, он сказал своей жене, что может выбросить за борт одну 10-тысячную купюру евро и сделать счастливым одного человека. Две пятитысячные банкноты сделают двух людей счастливыми. А если он бросит десять тысяч монет по одному евро, то осчастливит сразу 10 тысяч человек.
На это, по словам Берлускони, пилот вертолета добавил: "А если мы выбросим вас, то сделаем счастливыми всех".
Эта история развеселила многих участников саммита.
Чувство юмора итальянского премьера уже стало притчей во языцех. В начале его председательства в ЕС шутка над представляющим Германию депутатом Европарламента, которому Берлускони предложил сыграть роль надсмотрщика в фильме о нацистском концлагере, послужила причиной довольно сильного охлаждения в отношениях двух стран.