15.12.2003 02:00
Культура

Муха, рыцарь Сары

Самый известный плакатист XX века в Музее личных коллекций ГМИИ
Текст:  Юлия Малахова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3365)
Читать на сайте RG.RU

Альфонс Муха - художник истинно парижский, хотя и вырос в Моравии. Именно ему досталась слава лучшего дизайнера-плакатиста эпохи модерн. Выставка "Цветы и грезы Ар-Нуво", открывшаяся в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, лишь подтверждает: мы говорим "модерн", подразумеваем "Муха", мы говорим "Муха", подразумеваем "модерн"...

 

Экспонаты выставки - плакаты, декоративные панно и фотографии моделей художника (красавицы, актрисы) - привезли из-за границы внук мастера Джон Муха и сотрудники фонда Mucha Trust, основная же часть "Цветов и грез" взята из собрания, принадлежащего ГМИИ. Выставка чудо как хороша и актуальна - пожалуй, никого из художников так не любят копировать нынешние живописцы и дизайнеры, как Муху. Феномен его успеха в том, что Муха был фантастически работоспособен и талантлив, при этом никогда не позволял себе халтуру, даже став самым известным плакатистом своего времени.

Собственно, до него французы умудрялись из афишек кабаре и реклам вина уже сделать искусство: плакаты Тулуз-Лотрека со товарищи сегодня украшают лучшие музеи мира. Альфонс Муха, никому неизвестный паренек из Восточной Европы, завоевал столицу искусств сто лет назад, создав свой стиль и систему в лишь зарождавшемся искусстве рекламы: гармония цвета, тщательно прорисованные тела божественной красоты крестьянок, лишенные слащавости и небрежности гирлянды и виньетки, четко проработанный шрифт. К каждому заказу - будь то реклама курорта Монте-Карло или серия времен года - художник подходил к как последней возможности рассказать зрителю о мире неземной красоты и гармонии, где любая деталь нарочито эффектна и может быть при укрупнении центром отдельной картины. Муха всегда мечтал быть только живописцем, но судьба распорядилась иначе, и он, вопреки своему желанию, стал невероятно востребованным мастером самого презренного в то время плакатного жанра. Что делать? Реклама и тогда уже кормила лучше, чем продажа картин...

Его гениальность вряд ли была бы так сразу востребована, если б не дружба с великой Сарой Бернар: именно ему, еще малоизвестному художнику, актриса заказывает афиши ко всем своим спектаклям. И его "Дама с камелиями" поныне - лучший из плакатов, созданных когда-либо к театральной постановке. Бернар так восхищалась художником, что многие годы только Альфонсу - ее другу и кумиру - заказывала свои изображения. Художник умел показать весьма некрасивую женщину, которой была актриса, богиней - страстной, загадочной, гордой и невероятно привлекательной...

Он сходил с ума от символики и поэзии этого мира и с восторгом, тщательностью подмастерья копировал великие образы природы - будь то ворох пьянящих орхидей в нежнейших руках столичной примадонны или полевые цветы в венке рыжей крестьянки. Цветы, женщины, любовь - на этих трех столпах держалась вся вселенная Мухи. Он не уставал их писать, ни разу при этом не повторившись. Он гениально выстраивал композицию плаката или панно - как ни переверни изображение, оно будет смотреться великолепно. Не став живописцем с мировым именем, художник все свои секреты раскрыл в плакатах, совершив невероятное: презренные рекламные листки были так совершенны, что плакат усилиями Мухи стал высоким искусством. И кто бы ни брался за рекламу после него, сначала изучали наследие этого гениального дизайнера. Ведь все, что можно было придумать в рекламе, он уже сделал сто лет назад. Просто менялись темы и манера рисования, а законы, заложенные Альфонсом Мухой, так и остались законами...

Арт