Конкуренты наготове
В пять утра вся семья была на ногах. Бабушка умерла тихо - отмучилась. Как обычно делается в таких случаях, я набрала "02": сотрудники милиции должны составить протокол, в котором удостоверят факт наступления смерти. Справки о том, что бабушка была смертельно больна, у нас имелись, поэтому "скорую" вызвали лишь затем, чтобы тело отвезли в морг. Немного попозже третий звонок я собиралась сделать ритуальному агенту.
- У нас сейчас нет машины. Ждите, - ответил женский голос по "02".
Первый час ожидания прошел достаточно быстро. На второй - в седьмом часу утра - раздался бодрый стук в дверь. Однако вместо милиционера на пороге стоял молодой человек в черном костюме с очень сочувственным выражением лица.
- Милиция еще не приехала? Ну надо же! - посетовал он. - Примите мои соболезнования. Хотите, я съезжу за милиционером, а то ведь у них проблемы постоянно: то машины нет, то бензина...
- А вы, собственно, кто? - растерялись мы.
- Я из ритуального бюро, - молодой человек уже находился в квартире и вовсю демонстрировал альбом с изображением памятников, оградок, гробов и венков своей фирмы.
В ответ на мои объяснения, что в его услугах уже не нуждаются, поскольку имеется договоренность с другим агентом, мужчина разразился целой тирадой о нечистоплотной работе своего конкурента и привлекательностью во всех отношениях именно его фирмы. Затем напористый агент привез милиционера и без особых усилий завладел всеми документами, необходимыми для оформления свидетельства о смерти.
Как выяснилось потом, расценки на услуги у него были выше, чем в бюро, с которым я договорилась сначала. Ассортимент ритуальной атрибутики также оставлял желать лучшего. Но отказываться было уже поздно: молодой человек уехал с документами, вдобавок мы отдали ему половину требуемой суммы. Скандалить и торговаться в такой ситуации не было ни сил, ни желания, а потому пришлось подчиниться напору. Похоже, именно на это и был расчет заставшего нас врасплох агента.
После звонка в "скорую" к нам по очереди пожаловали еще два представителя похоронных бюро. После моего язвительного: "Спасибо, вас уже обошли", они деловито интересовались названием фирмы-конкурента. И при выражении соболезнований пытались показать свои альбомы с полным набором ритуальных "красот", сопровождая комментарием: "Только у нас!"
Взять живым?
...С тех пор прошло три года. Но по-прежнему предприимчивые фирмачи на калининградском ритуальном рынке конкурируют не за счет ценовой политики, качества предоставляемых услуг и выбора похоронной "атрибутики", а благодаря умению оперативно получать информацию о будущих клиентах из нужных источников. Каким же образом агенты договариваются с этими нужными источниками - дежурными на "02" и "03", можно только предполагать.
Оперативность ритуальных агентов просто поражает. Они настолько торопят события, что нередко приезжают... к еще живым людям. Делается плохо, например, пожилому человеку. Родственники вызывают "скорую", а первыми прибывают агенты.
- Мой дедушка на выходных плохо себя почувствовал: участилось сердцебиение, - рассказывает калининградка Е. - Я вызвала "скорую", а также позвонила отцу на работу, чтобы он скорее приезжал домой. Когда отец собирался зайти в подъезд, его окликнул какой-то мужчина. Он представился агентом одного известного в городе ритуального салона и спросил отца, не знает ли он, насколько слаб пожилой мужчина с пятого этажа, к которому "скорая" приехала.
Аналогичный случай произошел и с С. Вызвав "скорую" к матери-пенсионерке, прежде врачей она открыла дверь ритуальным агентам. Как рассказывала женщина, прибывший позже дежурный врач не сделал соответствующих записей о своем приезде в карточке, и она долго не могла выяснить, кто приезжал к ее матери в этот вечер.
- Тот, кто успел "взять клиента", тот и получил доступ к организации похорон. Вот и вся конкуренция. А уровень обслуживания, цены - это все вторично, - говорит руководитель специализированного муниципального предприятия Альфред Кальникас. - Проблема в самом деле существует, но лежит скорее в этической плоскости, чем в правовой. В Федеральном законе "О погребении и похоронном деле" много неурегулированных моментов. Обычно они конкретизируются соответствующими нормативными актами субъекта Федерации. В Москве, например, подобной "конкуренции" между ритуальными агентствами не возникает: московский закон "О погребении" в свое время до минимума сократил количество организаций, занимающихся этой деятельностью, и сделал их подконтрольными московскому правительству. А в Калининграде, кроме нашего специализированного предприятия, имеются частные предприниматели, которые, кстати, даже не имеют лицензии на право оказания ритуальных услуг. Потому что сейчас нет таких лицензий - два года назад они были отменены. А такого закона, как в Москве, у нас тоже нет. Этим летом мы внесли через администрацию области в областную Думу подобный законопроект, но он до сих пор не рассмотрен депутатами. Наверное, всех устраивает такое положение дел.
Битва за покойника
По словам главного специалиста отдела потребительского рынка мэрии Калининграда Любови Дорошиной, предложение ритуальных услуг намного превышает спрос. Хотя умирает людей в городе довольно много: 60-80 человек в неделю. Ритуальным же бизнесом в областном центре занимается 46 организаций (правда, большая их часть только изготавливает памятники), среди которых одна государственная, одна муниципальная, а остальные - частные. Заявления, поступающие от калининградцев в отдел, касаются в основном некачественно изготовленных надгробных сооружений, завышением прейскурантных цен при оформлении заказов и небрежного оформления траурных венков. А вот жалоб на назойливых агентов, пытающихся очутиться у тела умершего раньше врача и сотрудника милиции, в отделе нет. Про такую проблему слышали давно, а вот обращений не поступало.
- А что вы хотите? Это дело работников прокуратуры и милиции, а не мэрии или прессы, - говорит С. - И я вам не помощник. Я не хочу в этом участвовать, понимаете? Мне тяжело сейчас даже говорить на эту тему. Мама только две недели назад умерла. Ее не вернуть, а разбираться, каким образом агенты получают информацию о только что умершем человеке, - себе дороже. Жаловаться же в правоохранительные органы бесполезно. И вы сами прекрасно знаете почему. И не указывайте мою фамилию - я все равно откажусь от своих слов.
В областной прокуратуре мне тоже сказали, что подобных жалоб от граждан не поступало. А начальник пресс-службы УВД области Вячеслав Богуцкий сообщил:
- Было недавно заявление от гражданки Д. на телефон доверия. Женщина жаловалась на то, что о смерти своего сына, который был где-то обнаружен мертвым, она узнала не от сотрудников милиции, а от агента похоронного бюро. Похожий случай был в городе Светлом Калининградской области. Сейчас по поступившему звонку проводится расследование. До этого - никаких жалоб не было.
Понятно, почему люди молчат. Потому что потерю близкого человека не восполнит восстановление справедливости: наведение порядка в отношениях с ритуальными агентами, а попутно в милиции и на "скорой". Потому что, пережив горе утраты, тягостные процедуры похорон хочется скорее забыть, как страшный сон, а не возвращаться снова в эту атмосферу. А кроме того, это не только тяжело, но и небезопасно: бизнесу, хоть и ритуальному, лучше дорогу не переходить.
Кстати
Все, с кем пришлось мне пообщаться на эту тему, просили не упоминать свои фамилии. Отсутствие же заявлений в правоохранительных органах свидетельствует о степени доверия к ним. Даже обратившаяся в милицию женщина не написала, как требуется, заявление, а позвонила туда по телефону доверия, оставив самый минимум информации.