18.12.2003 03:20
Общество

Школа счастливого дня

Людмила Путина знает секрет хорошего образования
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3368)
Читать на сайте RG.RU

- У каждого ребенка есть главное право - жить. И при этом быть счастливым, - так начала свое выступление перед участниками встречи Людмила Путина.- А может ли он быть счастлив, если занят 24 часа в сутки? Посмотрите, что получается. По моим подсчетам, если выбросить время на сон, дорогу в школу и обратно, время на завтрак, обед и ужин, у наших детей остается только четыре часа на уроки, прогулки, общение. Нужно защищать детей от родителей, учителей, чиновников и ученых, которые создали такую нагрузку.

Кто-то из присутствующих вспомнил Андерсена: "Счастье - это когда тебе принадлежит целый мир и еще пара коньков". Вот на коньки-то составлявшие учебные программы взрослые времени как раз и не отпустили. Чем же занят нынешний школьник "24 часа в сутки"? Как рассказала за "круглым столом" мама второклассницы Ирина Жалина, например, поиском ответа на такой вопрос: "Для каких двузначных чисел значение суммы разрядных слагаемых на единицу больше первого слагаемого такой суммы?" Кажется, я не ошиблась, переписывая этот пассаж из учебника И. Аргинской, который, к слову, имеет гриф Минобразования. Так вот, профессор математики и он же министр образования Владимир Филиппов, давший "добро" упомянутому учебнику, с лету взять этот "математический Измаил" не смог.

Кстати, "перегруз" начинается отнюдь не в старших классах, где юные "каторжане", одержимые мечтой поступления в вуз, совмещают пятидесятичасовую рабочую неделю в школе с шестичасовыми подготовительными курсами или занятиями с репетитором. Директор московской прогимназии N 1752 Ирина Рябинина заметила, что к ней приходят уже измученные заботами гувернера шестилетки, набитые ненужными в их счастливом возрасте знаниями и умениями. Малыши знают, как называются все планеты нашей системы, но не умеют играть, потому что усиленно изучали программу первого класса. Иначе в престижную школу не поступить, а родителям хочется держать марку: элитное учебное заведение для отпрыска входит в "джентльменский набор" преуспевающего обывателя.

Перегрузка умственная и физическая - лишь часть того айсберга, который называется нарушением права ребенка на хорошее образование. По опросам Министерства образования, в наших школах периодически пренебрегают и узаконенной Конвенцией о правах ребенка, где прописано и его право на личную жизнь. Вот только некоторые цифры, приведенные в специальном докладе образовательного ведомства. В Тульской области 36 % опрошенных детей указали, что в классе обсуждались их семейные неурядицы. В Москве 40 % ребят пожаловались, что учителя бестактно намекают на их романы. А в Новосибирске живут очень любопытные педагоги: количество детей, которые указали, что учителя читают их личные письма и дневники, превысило всероссийский уровень вдвое.

При различных взглядах на соблюдение прав детей в российских школах все сошлись в одном: эта проблема требует пристального внимания государства. Первым шагом в ее решении, по мнению вице-премьера Правительства России Галины Кареловой, может стать создание федеральной службы по правам детей. Причем, если уполномоченный этой структуры будет в каждой школе, выиграют все заинтересованные лица: дети, родители, учителя.

Образование