18.12.2003 02:00
Культура

Уловка Михалкова

Московские кинематографисты говорят СК России: "Не верим!"
Текст:  Валерий Кичин Алексей Крижевский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3368)
Читать на сайте RG.RU

Что произошло? Две недели назад на пресс-конференции в Фонде культуры председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков внятно сказал, что возглавляемый им творческий союз морально устарел и должен быть преобразован в профсоюз, способный защищать работников кино. Эта трансформация многим кинематографистам казалась спорной. Должен ли профсоюз возникнуть параллельно с союзом творческим или он его заменит? И к кому в этом случае отойдет немалая собственность, принадлежащая СК?

Ответ был получен на пленуме СК России, прошедшем неделю назад. Глава СК Никита Михалков на этот раз не менее внятно сказал, что журналисты его, как всегда, не так поняли и исказили. Он заверил, что Союз кинематографистов, конечно, должен существовать и впредь, создание же профсоюза - дело необходимое, но долгое, и пока в этом направлении еще ничего не делалось.

Приблизительно через два часа после этих слов профсоюз был официально учрежден. Но об этом никто не узнал.

Утечка информации все же произошла, и об этом сообщили на пленуме Союза кинематографистов Москвы, который прошел на днях. Его председатель, драматург Павел Финн огласил попавший в его руки документ, из которого было абсолютно ясно, что, несмотря на уверения Михалкова, профсоюз создан и существует, хотя потенциальные члены этого профсоюза о том не подозревают.

- По мнению нашего пленума, это уловка, - сказал "РГ" председатель СК Москвы и первый заместитель председателя СК России драматург Павел Финн. - Она понадобилась, чтобы разобраться с собственностью Союза кинематографистов - другой версии просто не существует. Значит, есть план передать эту собственность какой-то другой организации. Это может быть академия, которая, я убежден, создана незаконно: несколько человек просто взяли и провозгласили себя пожизненными академиками. Они же присвоили себе право решать, кто достоин быть в академии и кто - нет. Это противоречит самой идее академии как образования демократического. Вообще в СК России в последние годы укоренился стиль абсолютно кулуарной работы. Под покровом тайны создан и этот профсоюз, в самой необходимости которого, повторяю, не сомневается никто.

- Сообщество должно знать, что происходит на самом деле, - сказал "РГ" секретарь СК Москвы кинорежиссер Вадим Абдрашитов. - Профсоюз работников кинематографии нужен, но способ, которым он создается, по меньшей мере вызывает недоумение. В этих условиях я не знаю, как относиться к словам руководства СК России в принципе. Потому что меня лично это руководство обмануло.

Первый заместитель председателя СК России Геннадий Полока в беседе с корреспондентом "РГ" создание профсоюза по-прежнему отрицал.

- Никогда союз работников кино, СК России, не будет распущен и превращен в профсоюз, - заметил господин Полока. - Обнародованные документы - неправда, никакого учредительного собрания по образованию нового кинопрофсоюза не происходило. Конечно, профсоюз будет создан - когда-нибудь, в отдаленном будущем. Создать сегодня профсоюз киноработников нереально, хотя и необходимо. Необходимо, потому что в условиях рыночной экономики старый, советский профсоюз стал несостоятелен. Нереально, потому что для организации такого профсоюза сейчас нет финансовой базы. И вряд ли она появится в ближайшее десятилетие.

Пленум СК Москвы направил руководству СК России письмо, в котором требует разъяснить творческому сообществу ситуацию. К давней тяжбе по поводу собственности, которую ведет СК России с Киноцентром, таким образом добавилось новое противостояние СК с самым крупным подразделением, входящим в его состав, - кинематографистами Москвы.

Кино и ТВ