18.12.2003 01:00
Спорт

Футбольный тренер Урин

Он играл за московское "Динамо" и минскую "Беларусь"
Текст:  Юрий Ярыгин
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (147)
Читать на сайте RG.RU

Валерий Урин родился в Свердловске в 1934 году. Его родню не миновали репрессии. Отца посадили, а Валерка, как член семьи, оказался в городе Слободском Кировской области. Там и началась спортивная жизнь будущего чемпиона СССР по футболу. Из этого города вышло немало известных борцов, боксеров и лыжников. В 16 лет Валерий начал играть за футбольную команду фанерного комбината "Красный якорь", где, как поется в песне, паренька приметили и пригласили в кировское "Динамо". Потом Урина заметили в московском "Динамо" и пригласили в столицу. Так в 1955-м Урин попал сначала в дубль "бело-голубых", а затем, два года спустя, сыграл первый матч в первенстве Советского Союза. В составе "Динамо" Урин провел семь лет. Играл вместе с Яшиным, Крижевским, Кузнецовым, Кесаревым, Царевым, Соколовым, Бойковым, Мамедовым. В 1958 году Валерий Урин стал серебряным призером чемпионата СССР, год спустя - чемпионом страны, в 1960-м вместе с партнерами завоевал "бронзу". Привлекался в сборную СССР, сыграл за нее две официальные игры и несколько товарищеских, но не закрепился в составе, поскольку уж очень сильна была тогда связка форвардов Валентин Иванов - Слава Метревели.

За "бронзу" 1960 года главного тренера "бело-голубых" Михаила Якушина сняли с работы. В команду пришел триумвират тренеров. В итоге Урин оказался в минской команде "Беларусь", которую создавал Александр Севидов, на ее основе позднее образовали "Динамо". К сожалению, в столице республики Валерий Григорьевич пробыл недолго. В середине сезона 1963 года он получил серьезную травму и на полтора года вынужден был забыть о футболе. Затем были игры за рижскую "Даугаву" и запорожский "Металлург", но продолжить карьеру вновь помешала травма. Урин пошел учиться в Высшую школу тренеров, совмещая учебу с выступлениями за любительские команды.

- В одной из программок перед началом сезона под дружеским шаржем была подпись: "Валерий Урин как футболист весьма культурен". Как вы думаете, тут была ирония или констатация факта?

- Почему ирония? Все дело в том, что у нас в "Динамо" были очень начитанные и увлекающиеся люди. Мы ходили в театры, очень любили это занятие. Нас приглашали известные актеры того времени. Мы много читали. Кроме того, я сам из семьи интеллигентов. И не надо думать, что только я один в команде был "весьма культурен". Например, Генрих Федосов собрал все записи самых знаменитых теноров того времени: Карузо, Тито Гобби. В школе тренеров большое внимание уделялось культурному развитию студентов. Ну а в данном случае авторы текста к дружескому шаржу, видимо, имели в виду мое поведение на футбольном поле. Не помню, чтобы арбитры показывали мне желтую карточку...

- После окончания своей карьеры футболиста вы работали тренером в московском клубе "Луч", в Подольске, Махачкале, Красноярске, ГДР, во Владимире. В 1992 году вновь вернулись в Москву и были приглашены в СДЮШОР "Трудовые резервы". Через два года стали старшим тренером этой школы, и вот уже почти 10 лет занимаете эту должность. Какими достижениями можете похвастаться?

- Наша школа очень интересная. Она находится все время где-то в середине высшей группы первенства Москвы среди СДЮШОР, где выступают такие мощные школы, как ЦСКА, "Спартак", ФШМ, "Динамо" и "Локомотив". Мы никогда не выпадали в более низкие группы. Через нашу школу прошли Гришин, Булыкин, Кантонистов, вышедший вместе с "Кубанью" в премьер-лигу, Серебряников, Шаронов, один из ведущих игроков казанского "Рубина", а также Данишевский и Стрельцов, выступающие сейчас в "Спартаке". Многие наши воспитанники выступают за клубы первого и второго дивизионов.

- Какие проблемы существуют у тех, кто работает в детских футбольных школах? Почему все-таки немного ребят попадает в основу ведущих клубов страны?

- В школах "Аякса" и "Милана", например, вся работа направлена на техническое совершенствование и развитие индивидуальных качеств воспитанников. У нас же работают все время на результат, мы закопались в очковой системе. И тренер вынужден работать не над улучшением индивидуальных качеств игрока, а над тем, как обязательно выиграть и принести своему клубу больше зачетных очков. Если наставник не будет добывать очки, его уволят. От этого зависит его зарплата, премиальные и т.д. Эта система губит наш детский футбол. Кроме того, много молодых перспективных выпускников теряется по окончании школы. До дубля команды мастеров доходят немногие, а до основы - единицы. Не везде с дублирующим составом работают добросовестно. Ну и главная беда - увлечение легионерами. Масса легионеров приходит сегодня, легче их купить, чем возиться с молодежью. В этой связи не могу не похвалить руководство "Зенита", которое уделяет большое внимание перспективной молодежи. Питерцы так здорово показали своих мальчишек! И у нас в Москве таких ребят навалом, просто их не видят, как говорится, в упор. Возьмем, к примеру, московское "Динамо". Дубль выигрывает первое место, а в команде мастеров дублеров практически нет. То появятся, то исчезнут...

- Насколько, на ваш взгляд, чист наш детский футбол?

- Он должен быть чистым, но очковая система мешает и здесь. И это одна из главных проблем. Например, сейчас в Москве появились школы-интернаты, собирающие ребят со всей России. Среди них есть переростки, которые выступают не за свой возраст, то есть практикуются подставы. Но кто поедет, скажем, на Дальний Восток, чтобы проверить подлинность документов? Остро стоят у нас и вопросы судейства. Очки ведь нужны позарез, а значит, все средства хороши. Сейчас пошла тенденция: родители воспитанников собирают деньги и отдают их судье за спиной руководителей и тренеров клубов. Те даже порой и не знают, что родители "зарядили" судью.

- Недавно прошел матч ветеранов московского и минского "Динамо". Почему именно вас назначили главным арбитром этой встречи, хотя вы не профессиональный арбитр? Дань уважения или что-то еще?

- Получилось так. Я зашел к Владимиру Басалаеву, начальнику отдела футбола общества "Динамо", заговорили об арбитре. Иногда, когда по возрасту (в следующем году мне стукнет 70) не находилось места в основном составе, я судил матчи ветеранов. Кроме того, постоянно сужу матчи между своими ребятами. Мне сказали: "Зачем мы будем искать арбитра, пусть Урин и судит. Согласен?" Я сказал: "Давайте, тем более я играл и в Минске".

- Что вы думаете по поводу подобных встреч, когда играют ветераны из бывших республик СССР?

- Такие встречи очень важны. Не только для сближения ветеранов, но и с точки зрения ветеранской ностальгии. Во время подобных встреч происходит обмен опытом. Все, кто приезжает, как правило, связаны с футболом: детские тренеры, наставники команд мастеров. Других возможностей для общения у нас, увы, мало... С нетерпением ждем ответного матча, который обещали провести в Беларуси. Я бы с удовольствием еще раз съездил в Минск посмотреть, каким стал город, что там происходит.

- Если я правильно понял, начиная с 1992 года никаких контактов между футбольными школами России и других бывших республик Советского Союза нет?

- Только на личной основе. Я абсолютно ничего не знал до недавнего времени о школах Минска и в целом Беларуси. Нет, конечно, читал в газетах, что люди там тоже работают, но обмена опытом не происходило. У нас, детских тренеров России, сейчас нет никакой учебы. Раньше, до 1995 года, нас собирали в конце сезона на семинары, их проводили специалисты из Института физкультуры. Сейчас ничего такого нет. Все тренеры варятся в собственном соку.

- И вернемся к началу разговора. Как футболист Валерий Урин был весьма культурен. А после окончания карьеры футболиста вы продолжали дружить с культурой?

- Еще бы! Регулярно с женой ходим в театры, кинотеатры и в музеи, много читаем.

- А своих воспитанников привлекаете к этому делу?

- Обязательно. Всегда заставляю всех тренеров, чтобы они водили ребят в музеи, рекомендовали им хорошую литературу...

Игроки и тренеры