Актеры театра - не просто исполнители ролей. Они сами изготавливают народные музыкальные инструменты, кольчуги, шлемы, мечи и прочие аксессуары. Их универсальное творческое умение с блеском было продемонстрировано в спектакле "Ночь перед Рождеством", решенном М. Корневым в своеобразном ключе славянского колядования. Поэтому в спектакле столь много песен, танцев, розыгрышей.
Открытием форума стал спектакль "Исповедь хулигана", созданный по произведениям С. Есенина в Государственном Центральном театре кукол имени С. Образцова. Автор этой литературно-музыкальной композиции Андрей Денников одновременно выступает в качестве режиссера, художника-постановщика, художника по куклам, кукловода, хореографа, певца, исполнителя роли Есенина... В моноспектакле использованы дневники, письма, стихи Есенина, песни на его тексты, воспоминания современников о поэте.
К числу открытий можно отнести и многие другие спектакли, представленные на форуме. И это неудивительно - ведь зритель увидел лучшие, отражающие разные направления современных театральных исканий. С самобытной трактовкой "Царя Федора Иоанновича" А. Толстого выступил Московский театр русской драмы "Камерная сцена" (режиссер - художественный руководитель театра Михаил Щепенко). Пронзительной болью отозвалась постановка "Афган" театра Содружества актеров Таганки (режиссер Николай Губенко). Она основана на письмах погибших в Афганистане воинов, воспоминаниях их близких, литературных и песенных произведениях.
Причем на форуме блистали не только столичные коллективы, но и прибывшие из разных краев России. Среди зарубежных участников форума выступили гости из Беларуси - Театр-студия киноактера, познакомившая со спектаклем "С Новым годом!" (режиссеры Александр Ефремов и Владимир Гостюхин), а также Республиканский театр белорусской драматургии, привезший психологическую драму Н. Рудковского "Женщины Бергмана" (постановщик Валерий Анисенко).
- Пьеса Рудковского пролежала семь лет, - говорит художественный руководитель театра В. Анисенко. - Ее репетировали, но не потянули два академических коллектива, ибо ныне многие разучились творить в традициях реалистического театра, требующего филигранной работы. И я рад, что нашей замечательной актрисе Татьяне Мархель, кстати, получившей на форуме приз за лучшее исполнение женской роли, и молодой приме Людмиле Сидоркевич удалось воплотить замысел автора пьесы, повествующей об одиночестве человеческой души, о том, как важно пробиться к ней...
Всеобщее внимание привлек театр Нешки Робевой "Нешанал Арт", воспринимаемый в разных странах как проводник новой болгарской культуры. Нешка Робева, вице-чемпион мира по художественной гимнастике, бывшая четверть века тренером болгарской сборной по этому виду спорта, хореограф по образованию, в 2001 году поставила уникальное шоу-спектакль "Два мира", в котором сочетаются элементы художественной гимнастики и национальных танцев. На основе тех же выразительных средств создана и показанная на форуме постановка "Орисия" (что означает "судьба"), посвященная 125-летию освобождения Болгарии от турецкого ига.
Театральный "Золотой Витязь", собравший 26 коллективов из России и 8 зарубежных стран, стал не просто смотром современного сценического искусства, но и местом творческого общения, где обсуждались многие проблемы деятельности театра.
- Актерское мастерство и театр учат нас общаться, понимать друг друга, терпеть и чувствовать вместе, - излагал свою точку зрения известный сербский актер и режиссер Стево Жигон. - Театр из меня сделал человека более лучшего, нежели тот, каким я был до связи с ним.
- Я воспринимаю занятие искусством как восхождение по ступеням к храму, - говорил художественный руководитель Иркутского театра народной драмы М. Корнев. - И когда мне говорят, что ты, мол, хочешь заменить театром Церковь, я отвечаю, что театр - это и есть храм.
На церемонии закрытия форума его участники получали заслуженные награды. Главная из них - за выдающийся вклад в отечественную культуру - была вручена Валентину Распутину. Кстати, инсценировку его повести "Прощание с Матерой" в постановке Александра Ищенко показал Иркутский театр юного зрителя, с которым писателя связывает давняя творческая дружба.