23.12.2003 00:50
Экономика

Тет-а-тет с ВТО

Рекомендации Международной научно-практической конференции "Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО"
Российская аграрная газета - : №0 (31)
Читать на сайте RG.RU

В результате состоявшейся научной дискуссии участники конференции приняли рекомендации, учитывающие наиболее общие интересы агропромышленного комплекса и населения России при присоединении ее к Всемирной торговой организации. Участники конференции уверены, что участие России в международном распределении труда, в том числе с использованием механизмов Всемирной торговой организации, является важнейшим условием ее дальнейшего внутри- и внешнеэкономического развития.

Главными задачами остаются:

- повышение конкурентоспособности агропродовольственного комплекса в России и на внешних рынках;

- последовательная интеграция региональных аграрных рынков в общероссийский рынок и формирование Общего аграрного рынка СНГ;

- обеспечение доступности продовольствия (в количественном и качественном отношении) по разумным ценам для всех слоев населения;

- выполнение Россией основных обязательств, принятых на этапе многосторонних и двусторонних предварительных переговоров о присоединении к ВТО.

Особыми задачами заключительного этапа переговоров являются:

- снижение возможных рисков от предстоящей либерализации торговли;

- обеспечение узаконенных прав на использование необходимых мер поддержки сельского хозяйства и эффективного протекционизма в отношении аграрного сектора и сельской местности России.

Для выполнения указанных задач участники конференции считают необходимым рекомендовать всем заинтересованным законодательным и исполнительным органам РФ и СНГ следующее:

1. Обосновать и отстоять на переговорах непременное право России на связанные импортные тарифы на уровне, например, принятых в странах ЕС-15, т.е. не ниже 19,5%. При обосновании подобного решения следует воспользоваться прецедентом с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Известно, что Польша получила право связать тарифную защиту на уровне 52,8%, Венгрия - 22,2%, Румыния - 98,6%.

Подобный подход дает возможность России рассчитывать на получение 30% связанного тарифа с последующим его снижением согласно положениям ВТО до 20%. Если же связывание тарифов произойдет на уровне 14% (сложившемся в настоящее время), то последующее снижение до 9% приведет к тяжелейшим последствиям для сельского хозяйства страны.

2. Для осуществления политики "мягкого" протекционизма Россия в договоре должна четко зафиксировать право на применение тарифного квотирования в наиболее чувствительных сегментах рынка (мясо, сахар, отдельные виды растительного масла, спирт этиловый и др.). Именно такое право получило большинство государств ЦВЕ - членов ВТО, что позволило им активно защищать свой рынок в течение переходного периода.

3. Необходимо получить право России на экспортные субсидии для тех видов сельскохозяйственных и продовольственных продуктов, по которым имеются положительные перспективы расширения экспорта. В первую очередь - на экологически чистые виды продукции растениеводства и животноводства. Даже при ограниченном по времени периоде эти меры позволят России закрепиться в отдельных сегментах мирового агропродовольственного рынка. Отсутствие в настоящее время таких субсидий не является убедительным аргументом на сохранение такого положения в будущем.

4. Для повышения уровня поддержки доходов товаропроизводителей, устойчивости сельскохозяйственного производства и развития сельской местности следует расширить состав необходимых мер поддержки, относящихся к "зеленой корзине".

Особое значение среди них приобретают меры, направленные на поддержку аграрной науки, совершенствование передовых технологий и их внедрение, развитие сельской инфраструктуры и системы ИКС.

5. Целесообразно включить в переговорную позицию положение о "многофункциональности" сельского хозяйства России, которое не только обеспечивает население продовольствием и отрасли промышленности сырьем, но и участвует в производстве таких важнейших общественных благ, как:

- обеспечение продовольственной безопасности страны;

- сохранение сельского расселения и традиционного ландшафта, сельского образа жизни;

- осуществление социального контроля над территорией;

- поддержание экологического равновесия в биосфере.

6. Важнейшим условием переговорного процесса является необходимость увеличения объема поддержки, относящейся к "янтарной корзине", с ныне используемого в переговорах 2,6 млрд. долл. (уровень 1998 года) до 10-11 млрд. долл.

7. Необходимо всесторонне координировать действия стран СНГ, ведущих переговоры о присоединении к ВТО. Это позволит не только усилить общие и частные позиции стран, но и будет способствовать интеграции государств - участников СНГ, в том числе при создании аграрного рынка стран Содружества.

Особое значение следует уделить согласованию позиций по связанным таможенным тарифам и мерам поддержки, а также правоприменению защитных мер по особо чувствительным продуктам (мясо, сахар, зерно, др.).

8. Процесс переговоров необходимо и целесообразно использовать для согласования позиций и формирования внутри ВТО структур, которые смогут солидарно отстаивать права отдельных групп государств. В первую очередь тех, которые находятся в состоянии экономической трансформации (страны СНГ, государства ЦВЕ, уже ставшие членами ВТО), во вторую - стран, интересы которых постоянно или временно совпадают вследствие территориальных, конфессиональных, политических, экономических или иных условий.

9. Ученые и другие участники конференции выражают крайнюю обеспокоенность тем, что ход переговорного процесса, проблемы, возникающие в нем, достигнутые согласования и согласованные условия не становятся объектом внимания широких научных и общественных кругов России.

Переговорная позиция России на регулярной основе практически не освещается в официальных изданиях Минэкономразвития, Минсельхоза, других ведомств России, редко становится предметом общественного обсуждения и независимой экспертизы. Это ослабляет позиции страны на переговорах, усиливает риски отрицательных последствий при вступлении в ВТО, а в будущем может существенно затруднить адаптацию сельских товаропроизводителей к новым условиям хозяйствования и торговли.

10. Следует учесть, что многочисленные аспекты присоединения и последующего членства России в ВТО нуждаются в систематическом анализе и оценке социально-экономических последствий. Для решения этой задачи необходимо расширить научные исследования в системе Российской академии сельскохозяйственных наук, в центральных и региональных институтах отделения экономики и земельных отношений как в рамках бюджетной тематики, так и по заказам Минсельхоза России.

В частности, под эгидой Минсельхоза РФ на базе ВИАПИ целесообразно организовать информационно-аналитический мониторинг "ВТО - АПК РФ".

11. Эффективность использования Россией правил и процедур ВТО в решающей степени зависит от обеспечения федеральных и региональных органов управления АПК специалистами в области международных торговых отношений. Дефицит таких специалистов уже весьма ощутим. Это предполагает необходимость организации в ближайшие годы подготовки специалистов по ВТО в профильных вузах.

Товары и цены