Рыбинские энергетики в конце минувшей недели спустили воду из Рыбинского водохранилища, что стало катастрофой для ярославских речников. Вода поднялась примерно на 80 – 90 см, и необычайно тонкий для этого времени лед не выдержал такого напора. Он треснул, льдины сбились в торосы в русле реки, образовав своеобразную плотину. В результате потоки воды хлынули вдоль берегов Волги, затронув и портовые доки. Разрушительным был и сам поток воды – его скорость достигала 15 км в час, тем более что одновременно с рыбинскими коллегами спустили воду и операторы Горьковской ГЭС. Волжская вода пронеслась мимо ярославских берегов, как по скоростному шоссе. На тридцать метров был снесен огромный, с двух-этажный дом, пожарный дебаркадер…
По мнению речников, нанесен ущерб порядка пятидесяти миллионов рублей. Повреждения получили более 50 судов, в том числе пожарный катер МЧС – единственный в области тушивший пожары на предприятиях прибрежной полосы. О том, сколько судебных исков будет подано в ближайшее время, остается только догадываться. Примечательно, что за исключением танкеров ни одно из пятидесяти пострадавших судов не было застраховано.
– Раньше у нас бывали, конечно, некоторые проблемы на фарватере реки, – пояснил нам и. о. генерального директора ярославского речного порта Михаил Ермолаев, – но чтобы такое произошло с судами, стоящими в доках, и представить было невозможно!
Резкое ночное похолодание, наступившее через сутки, еще более усугубило ситуацию. Рыхлый еще накануне лед теперь затвердел и словно стальными тисками сжал корпуса покалеченных кораблей. У одного небольшого пассажирского корабля обнаружились три пробоины выше ватерлинии. Только благодаря самоотверженности спасательных служб не произошло разлома корпусов нефтеналивных танкеров. Трудно представить масштаб возможной катастрофы, если бы все содержащееся в них топливо и мазут хлынули в Волгу.
Несмотря на масштабы трагедии, официальные лица комментируют происшедшее весьма осторожно.
– Предварительное расследование еще не закончено, – пояснил вице-губернатор Ярославской области Сергей Буров, – но по имеющимся у нас данным, зимнюю стоянку судов речники организовали по всем правилам. Что касается действий работников Рыбинской ГЭС, то они подчиняются федеральному министерству и не обязаны предупреждать о своих действиях региональные власти, как и другие заинтересованные организации.
Его слова подтвердил главный инженер Рыбинской ГЭС Владимир Дубровин:
– По действующим нормативам мы не должны предупреждать кого-либо, тем более что это был плановый спуск.
Основная задача на сегодня, стоящая перед речниками, – отбуксировка кораблей от берега, чтобы во время очередного спуска воды их корпуса не были разбиты о берег. Однако, если местные власти не договорятся с Минэнерго о взаимодействии, мы не застрахованы от повторения подобной трагедии снова и снова.