- Это абсолютная нелепица. Прежде всего, школу нельзя закрыть ни приказом Минобразования, ни даже указом Президента России. Не имеет права это сделать и губернатор. Учредителями средних учебных заведений являются местные органы власти: они школы создают, финансируют и, если нужно, закрывают. Однако за последние пять лет в России действительно "исчезло" две тысячи школ. Причина одна: нехватка детей.
Вот только один пример. Два года назад в российских школах учились более двадцати миллионов ребят, а через пять лет будут только четырнадцать с половиной. И вы прикажете не закрывать ни одну школу, хотя на пять с половиной миллионов школьников станет меньше? Следствием этого естественного демографического процесса стал такой факт: в этом учебном году в некоторых регионах Сибири закрыты сразу десять школ. Еще одна "говорящая" цифра: в России работает пять тысяч шестьсот школ, в каждой из которых учатся менее двадцати человек. А в сотнях средних учебных заведений учатся дети только учителей. И все же: абсолютное большинство таких мало-комплектных школ закрываться не будет. Закроешь школу - "закроешь" и деревню!
Нас обвиняют в том, что мы экономим на сельских школах. Нам якобы выгодно закрывать эти учебные заведения, потому что обучение одного сельчанина государству обходится в три раза дороже, чем, скажем, учеба школьника-москвича. Объясняется это просто: на одного учителя в городе приходится двадцать учеников, а педагогу на селе достаются только семь. А вот качество образования в городской школе все же намного выше, чем в сельской. Все это так. Но главная наша цель - повысить уровень образования в сельской местности. Это одно из направлений программы модернизации российской школы (наряду с повышением доступности хорошего образования и его эффективности). В связи с этим было принято постановление Правительства РФ "О проведении эксперимента по реструктуризации сети сельских школ". Напомню также, что когда в 2000 году в деревне Кузькино Самарской области Президент России Владимир Путин официально объявлял о компьютеризации и информатизации образования, он специально подчеркнул, что начать эту акцию нужно именно с сельских школ.
И еще. Закрыть сельскую школу, и это отражено в законодательстве, местные органы власти могут только с согласия схода жителей деревни, причем нужен письменный протокол. Если решение принято в обход этого правила, оно легко отменяется судом. С другой стороны, сельская общественность должна подумать, что для жителей важнее: дети "под боком" или комфортные условия для получения качественного образования в более крупной школе? Программа же реструктуризации сельских школ предусматривает несколько моделей по повышению качества школьного образования. Первая: создание крупных школ, куда мы принимаем детей из окрестных поселков и деревень для учебы в 10-11-х классах. Я был в одной из таких школ в Самарской области, где, внимание (!), одиннадцать десятых классов. По уровню оснащения эта школа гораздо более продвинутая, чем большинство столичных. Особенно хорошо в ней оборудованы классы химии, информатики, математики. Даже на уроках географии широко используются компьютерные технологии. Дети разбиты по профилям, которые и изучают углубленно.
Другая программа - "Школьный автобус". Почти все регионы европейской части нашей страны уже начали ее реализовывать, организуя транспорт, чтобы утром отвезти детей в школу, а вечером - по домам. Впрочем, кроме автобусов нужна и инфраструктура, и, в частности, дороги. Представьте себе наше Нечерноземье после дождя. Автобусы попросту не пройдут.
Гораздо сложнее провести реструктуризацию сети сельских школ в сибирских и дальневосточных регионах, где между деревнями очень большие расстояния. Ведь на дорогу школьники должны тратить не более сорока минут в один конец. Здесь будет отрабатываться другая модель: пятидневная школа для десяти- и одиннадцатиклассников. Именно ее, видимо, имели в виду наши оппоненты, говоря о том, что закрываются школы в селе. Однако после девятого класса половина сельских детей все равно уезжают в ПТУ или техникумы.
Впрочем, есть и другие варианты. К примеру, модель "Передвижная лаборатория" уже реализуется в Краснодарском крае. Специальный автобус, оборудованный химическими, физическими и биологическими лабораториями, посещает дальние поселки, и в течение дня педагоги базовых школ проводят с местными школьниками сразу несколько занятий по этим предметам. Такая форма обучения требует специальной подготовки со стороны администрации сельских школ: они должны составить удобное расписание уроков и специальным образом распланировать материал.
Еще раз подчеркиваю: все, что мы делаем, направлено не на экономию средств, а на повышение качества образования в сельских школах.
Подготовила Елена НОВОСЕЛОВА.