24.12.2003 03:40
Власть

Контрольная примерка

Текст:  Илья Изотов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3372)
Читать на сайте RG.RU

Губернаторы уральских областей и члены Правительства попытались мысленно примерить на регионы бюджетную выкройку будущих социальных программ.

- Реформа социального плана может иметь успех только в том случае, когда существует встречное движение и будут одновременные шаги снизу вверх и сверху вниз, - заявила вице-премьер Галина Карелова. - Мы привыкли действовать по принципу: "проси больше - дадут адекватно". От этого принципа мы обязаны отходить. В течение последних лет приостанавливалось действие 32 федеральных законов, причем большинство из них не приостанавливалось, а просто не финансировалось. Естественно, самое простое - взять и отменить эти законы, но я далека от мысли, что это правильный шаг. Мы должны идти по пути синхронизации действий федеральных и местных органов власти в финансировании социальных функций. При этом главным принципом должна стать жесткая адресность в оказании социальной помощи.

С 1 января 2004 года полигоном для испытания новых принципов межбюджетных отношений станет сфера образования. Финансирование учительских зарплат и пособий станет заботой субъектов Федерации. Однако, по словам Галины Кареловой, около 20 регионов не готовы к работе в новых условиях. Другим новшеством станет переход от сметного финансирования социальных учреждений к подушевому. Это означает, что каждая школа, больница или социальный приют получат деньги только в зависимости от количества обслуженных ими человек.

Еще более жесткие рамки предстоящей реформы задал министр труда и социального развития Александр Починок. По его словам, вскоре будет невозможна ситуация, когда какой-то социальный закон исполняется не на все 100 процентов. При этом законы о разграничении полномочий между федеральными и местными органами власти станут своеобразной лакмусовой бумажкой и дадут толчок оптимизации бюджетных расходов. Популистские решения региональных и местных властей всплывут наружу, а освободившиеся финансовые средства можно будет направить на помощь самым нуждающимся.

Мнение губернаторов по поводу предлагаемых рецептов реформирования социальной сферы оказалось не столь однозначным. Регионы не против реформы, но за конкретику в межбюджетных отношениях - так можно коротко резюмировать выступления глав уральских регионов.

По существующей методике расчетов Закон о ветеранах финансируется в Челябинской области на 85 процентов от потребности, "Об инвалидах" - только на 35. Восполнение недостающих средств из местной казны означает для регионов долговую яму. Поэтому передаваемые на места социальные функции должны обязательно подкрепляться надежными источниками.

А вот губернатор Тюменской области Сергей Собянин заявил, что в его области социальная реформа фактически началась. Тюменцы уже перешли на финансирование образования, "исходя не из сметы расходов, а из количества учащихся, которым предоставляются образовательные услуги".

Особенно категоричным в своих оценках оказался губернатор Курганской области Олег Богомолов. По его словам, Курганская область - слишком специфическая, чтобы уравнивать ее с остальными субъектами Уральского федерального округа. В Зауралье 45 процентов сельского населения. Из 459 населенных пунктов 57 процентов имеют население менее тысячи человек. И консолидированный бюджет размером в 7 миллиардов рублей уже сегодня не позволяет реализовывать некоторые федеральные законы, например, Закон об образовании.

- Можно перейти на нормативное финансирование, - заявил Олег Богомолов, - но в этом случае размер разработанных в регионах финансовых нормативов будет различаться в разы. Мы должны ликвидировать эту диспропорцию.

Все эти суждения надо привести к общему знаменателю. Уже 6 февраля на совещании в Доме Правительства регионам будет предложен согласованный вариант нормативных актов, которые необходимо принять на уровне субъектов Российской Федерации.

Регионы Челябинск Правительство Урал и Западная Сибирь