24.12.2003 03:10
Экономика

Деньги на оборонку

Участникам гособоронзаказа не даст Правительство
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3372)
Читать на сайте RG.RU

Правда, графа "национальная оборона", составной частью которой и является гособоронзаказ, в разных местах главного финансового документа страны появляется с разными цифрами. Максимальная сумма расходов - 441 млрд. руб., а чаще всего - 237 млрд. руб. Чиновники объясняют этот нонсенс просто: в разных частях бюджета присутствуют различные составляющие. Но несмотря на подобную информационную открытость, все же обсуждение государственного оборонного заказа в Белом доме пройдет в закрытом режиме.

Видимо, готовясь к Новому году, и на Краснопресненской набережной решили преподнести небольшие сюрпризы всем участникам гособоронзаказа. Как правило, каждый новый год для кабинета министров начинался с рассмотрения этого важного для страны вопроса. Но в этом-то, как утверждают эксперты, и скрывались главные недостатки. И не потому, что у министров было остаточно-праздничное настроение, а потому, что в результате у предприятий на подготовку работы над гособоронзаказом уходило как минимум три месяца. В этом году эта статья российского бюджета будет рассмотрена и принята 25 декабря. И уже с 1 января каждое предприятие получит возможность начать работу над госзаказом, считает Путилин.

Некоторые цифры уже несекретного документа за последнее время стали достоянием общественности. Так, объем гособоронзаказа на следующий год с учетом финансирования из внебюджетных источников определен в 341,2 млрд. руб. (14% расходной части бюджета), что на 20% больше уровня 2003 года. Как ожидается, в следующем году расходы на разработку и закупку вооружений будут увеличены до 188 млрд. руб. Как известно, проблем с финансированием гособоронзаказа на протяжении трех последних лет почти не было. Именно этот факт и навел экономистов на мысль, что отсутствуют выполненные работы, под которые эти деньги должны были использоваться. "Мы просто разучились жить в условиях финансовой стабильности", - подвел черту Путилин.

Видимо, чтобы вновь вернуть участников гособоронзаказа в чувство, Правительство и решило ужесточить правила игры на правовом поле и сделать так, чтобы они в полном объеме исполняли поручение кабинета министров. В уходящем году впервые всем госзаказчикам было "категорически предписано" проводить единые торги по приобретению продукции тылового обеспечения для Вооруженных сил. По мнению Правительства, это должно было централизовать проведение закупок и сэкономить бюджетные средства. Причем в качестве организаторов торгов выступает Минобороны, а на местах - "силовые структуры, чья потребность в данном регионе выше". Контролировать проведение торгов стало Министерство экономического развития и торговли. Теперь, когда уже система отработала почти год, Путилин считает, что должно быть введено еще одно требование о том, чтобы единые торги по размещению заказа вводились как по номенклатуре тыла, так и по вооружению и военной технике общего применения. При правильном проведении конкурса на размещение заказа появится возможность на 15% сэкономленных средств увеличить закупку продукции. Правда, речь при этом идет только о продукции, которая есть на рынке.

С монопольным сектором военным бороться уже сложнее. Цены на продукцию монополистов растут быстрее, чем инфляция. Поэтому, как заметил Путилин, продумывается система мер, которая бы сказалась на сдерживании цен на военную продукцию: например, ракетные комплексы, подводные лодки, самолеты, танки, артиллерийские системы.

Но, несмотря на сложности, впервые предусмотрен так называемый трехгодичный контракт, идея о котором уже обсуждалась на заседании кабинета министров. Главный финансовый документ страны, как правило, рассчитывается на один год. Именно поэтому финансирование долгосрочных контрактов всегда было сложным вопросом. "Трехгодичный контракт позволит в 2004 году закупить комплектующие для заказов последующих двух лет по низким ценам", - уверен заместитель Грефа.

Но Минэкономразвития на этих новациях не остановилось. В рамках гособоронзаказа на 2004 год сохранится жесткое требование по участию в нем только производителей. Таким образом, посредникам придется нелегко: военные мягко, насколько это возможно, оттеснят их от участия в гособоронзаказе.

Правда, в ведомстве Грефа, объявляя об инициативах, предполагали, что госзаказчики в штыки воспримут новые правила игры. Но аргументации не хватило даже у скептиков. А в довершение картины Правительство перечеркнуло и излюбленный принцип участников гособоронзаказа: "Дайте нам деньги, мы их потратим". Потратить и так будет на что. Приоритетное внимание военные намерены уделить ракетной технике. Для вооружения морских ядерных сил в следующем году должны начаться испытания новой ядерной ракеты "Булава-30". Кроме того, к 2010 году в Северодвинске должно быть обеспечено строительство трех новейших атомных подводных ракетоносцев проекта 955 "Борей" с 12 ракетами "Булава" на борту. Первый из них, "Юрий Долгорукий", должен быть спущен на воду в 2005 году.

Федеральный бюджет Русское оружие Правительство