Под "коммерческим проектом" понимается то, что информационно-маркетинговый центр будет заниматься не только обеспечением госзакупок, но и поддержкой продаж региональных промышленных предприятий, информационно-маркетинговым обслуживанием участников рынка, логистикой и т.д. То есть деятельность ИМЦ не будет ограничиваться только обслуживанием органов государственной власти, а будет охватывать широкий круг вопросов развития и функционирования экономики.
Чем вызвано желание Церенова лишить ИМЦ государственного финансирования, абсолютно понятно. Проект ИМЦ перекликается с проектом внедрения систем электронных госзакупок в рамках ФЦП "Электронная Россия", который относится к ведению Минэкономразвития и которым занимается одна из дружественных Церенову компаний - Компьюлинк. О тесных отношениях между чиновниками и руководством IT-компании неоднократно писала пресса (см. "Парламентскую газету" N 1284 за 22.08.2003). Более функциональный ИМЦ пользуется большей популярностью у государственных организаций, и это серьезно мешает внедрять системы электронных госзакупок. Таким образом, Минэкономразвития решило поддержать своих партнеров.
Самое печальное, что ради защиты, считай, своих интересов чиновники Минэкономразвития превращают крупное направление, имеющее государственное значение, в мелкий ведомственный проект, обуславливая это государственной необходимостью. По их утверждению, электронная торговля есть всего лишь электронные госзакупки. Это все равно как утверждать, что административная реформа является частью электронного документооборота. По логике, предложенной чиновниками Минэкономразвития, "Электронная Россия" должна реализовываться только в интересах органов государственной власти и не должна учитывать интересы экономики, промышленности и населения.
Председатель правления Национальной ассоциации участников электронной торговли Дмитрий Черешкин не видит перспектив развития электронных госзакупок в регионах без создания ИМЦ. Значительная часть российских регионов находится в непростой экономической ситуации и способна существовать лишь при финансовой поддержке федерального центра. Работа ИМЦ позволит регионам самостоятельно обеспечивать свои потребности и обрести экономическую независимость.
Проект построения системы информационно-маркетинговых центров является частью Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Проект предусматривает создание ИМЦ в каждом российском регионе и объединение всех региональных ИМЦ в единую информационную инфраструктуру. Финансирование работ по созданию ИМЦ осуществляется федеральным центром и региональными администрациями на паритетных началах: 50 процентов стоимости проекта оплачивается из бюджета ФЦП "Электронная Россия" и 50 - из бюджета региона. Ликвидация ИМЦ по сути лишит регионы финансовой поддержки государства в плане развития системы электронной торговли и отбросит экономику Россию в своем развитии на 5-10 лет назад.
Следует отметить, что создание инфраструктуры ИМЦ является одним из наиболее результативных во всем комплексе мероприятий ФЦП "Электронная Россия" по итогам двух лет ее реализации. Генеральный директор "Уральского центра развития электронной коммерции и интернет-экономики" Дмитрий Саломатов выражает недоумение, "какую выгоду в итоге получит государство, если будут уничтожены одни из немногих реальных результатов деятельности целого ряда структур".
Не на шутку напуганные таким ходом событий регионы бросились подписывать обращение к Правительству с настоятельными пожеланиями сохранить общепринятую структуру. Как заявил исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский: "Официальное письмо в Правительство, которое мы сейчас готовим, уже выразили желание подписать более 20 регионов, входящих в нашу ассоциацию. В ближайшее время к этому обращению присоединятся и другие члены ассоциации, а также Торгово-промышленная палата, крупные региональные промышленные предприятия, объединения предприятий малого и среднего бизнеса. ИМЦ необходимы для нашей экономики, и мы будем бороться за развитие этого проекта".